Диагностика уровня школьной тревожности детей младшего школьного возраста

Диагностика уровня школьной тревожности детей младшего школьного возраста

Н.В. Осетрова, 4 курс, 
Кунгурское педагогическое училище 
Н.р. Мехрякова Л.А.

    Проблема тревожности детей младшего школьного возраста достаточно актуальна. Количество детей с устойчивой тревожностью (1-3 классы) в 1990-93 годах составило от 72 до 75% (для сравнения - в 1980-83 годах таких детей было от 12 до 16 %). Проблема детской тревожности - одна из главных проблем современной школы, очень часто школа становится причиной этой тревожности (1). 

    Цель работы: исследовать уровень тревожности детей младшего школьного возраста. Задачи: 

    1. Изучить теоретические вопросы исследования чувств детей; 
    2. провести диагностику уровня тревожности детей; 
    3. наметить пути сохранения психического здоровья и предупреждения эмоционального неблагополучия детей. 

    Гипотеза: Выявление факторов тревожности детей поможет учителю найти подходы к ребенку и созданию эмоционального благополучия детей. Объектом исследования является проявление школьной тревожности в процессе обучения детей младшего школьного возраста. Предмет исследования - факторы, повышающие уровень тревожности. Эта работа поможет учителю и родителям увидеть и понять детскую проблему и принять необходимые своевременные меры для ее решения. 

    Одно из проявлений отражательной психической деятельности человека - формы переживания человеком своего отношения к различным объектам - это чувства и эмоции. "Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются на его голове, отражаются в ней виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли...", - отмечал Ф. Энгельс. Чувства и эмоции возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Чем старше человек, тем более сложны и своеобразны формы их выражения. Человек научается управлять своими переживаниями и их проявлениями. Чувства и эмоции выполняют регулирующую, сигнальную функцию, функцию оценки хода и результатов деятельности, мобилизационную, интегративно-защитную функции.

    Эмоциональные состояния, переживания чувств являются результатом деятельности мозга. Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью. Это выступает в напряжении и сменяющем его разрешении. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности действий, мыслей, поступков человека. 

    Чувства могут рассматриваться как положительные, отрицательные или неопределенные. Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей. К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Учение, коллективная деятельность способствует развитию у детей высших чувств. 

    Начало обучения в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей, у них постепенно развивается умение владеть своими эмоциями, хотя младшие школьники еще не могут сдерживать проявления эмоций. Обычно лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональные переживания. Возникновение эмоций у младших школьников связано с конкретной обстановкой. 

    В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами влияют на нее. Формирующаяся в процессе жизни система чувств и типичные эмоциональные состояния составляют эмоциональную сторону личности. 

    Среди многообразия индивидуальных эмоциональных проявлений следует различать: эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности. К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность и аффективность, эмоциональная устойчивость, сила и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус. Эмоциональные особенности обусловлены типом нервной системы. К эмоциональным свойствам личности относятся впечатлительность, отзывчивость, эмоциональность, тревожность, а также те эмоциональные качества и их совокупность, которые накладывают свой отпечаток на многие появления личности и даже на весь ее психический облик. 

    Тревожность - это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Тревожный человек отличается тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного "я". Что рождает страхи и опасения? Во-первых, не сложившиеся отношения со сверстниками, которые могут изменить не только отношения к школе, но и к жизни в целом, во-вторых, взаимоотношения с учителями. В третьих, психолого-педагогическая безграмотность родителей, которые требуют от ребенка отличных результатов любой ценой, наказывают его, если таковых нет, при этом не помогают собственному ребенку преодолеть возникшие трудности. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических ожиданий. Их характеризует неуверенность ребенка, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого. 

    Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения. К первой группе относятся дети неуравновешенные, легко возбудимые. Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство надолго сохраняется в их памяти, но при их проявлении дети более сдержаны. Такие дети избегают общения. 

    Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов). 

    Эмоциональный комфорт в семье, внимание к чувствам и переживаниям малыша, готовность прийти на помощь, предупреждают детские страхи. 

    Неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для появления страхов. К таким средствам воспитания относятся угрозы, суровые или телесные наказания, искусственное ограничение движений, пренебрежение интересами и желаниями ребенка. Развитие страхов взрослые стимулируют, когда заставляют детей сдерживать свои эмоции, не понимают их переживаний. Нельзя стыдить ребенка за переживаемый страх. 

    О своем переживании несоответствия ситуации своим потребностям ребенок сообщает посредством жалобы. Панический страх неудачи может развить в школьниках невроз, чреватый и нервными срывами, и различными психосоматическими заболеваниями. 

    Чтобы снизить тревожность, избежать неврозов, необходимо оказать ребенку психологическую поддержку - это один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. Психологическая поддержка - это процесс, где взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, с целью укрепления его самооценки; процесс, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности; процесс, который поддерживает ребенка при неудачах; процесс, который помогает ребенку избежать ошибок. Поддерживать ребенка - значит верить в него. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Взрослые должны научиться, помогая ребенку, учитывать какие силы в школе, семье, в более широком окружении ребенка способны привести его к разочарованию в самом себе. 

    Для выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное состояние ребенка, его учебу и деятельность, взаимоотношения с окружающими, был проведен тест Филипса на выявление уровня школьной тревожности. Тест проведен 9 апреля 2003 года, в Кунгурской базовой начальной школе № 16 с детьми 9-10 лет, количество мальчиков - 14, количество девочек -11. 

    Анализ результатов и выводы. По результатам анализа чаще всего у детей младшего школьного возраста выявляется страх ситуации проверки знаний - у 88% учащихся, страх самовыражения - у 60% учащихся, страх не соответствовать ожиданиям окружающих - у 60%, общая тревожность в школе, проблемы и страхи в отношениях с учителями - у 56%, фрустрация потребности в достижении успеха - у 52%. Реже всего выражается переживание социального стресса и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Эти факторы тревожности наблюдаются у 36% учащихся. Высокий уровень тревожности - больше 75% - наблюдался у 1 ученика, повышенный уровень тревожности - больше 50% - у 8 учащихся. У 17 учащихся общий уровень тревожности в норме. 

    Пользуясь этими результатами, а также на основе индивидуальных бесед, сделаны выводы, что высокий уровень тревожности вызван: 1. Плохой подготовкой к урокам; 2. боязнью выразить свои возможности, так как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества; 3. заниженной самооценкой; 4. предъявлением со стороны учителя высоких требований; 5. домашними неприятностями; 6. высокими требованиями родителей; 7. недостаточным вниманием и поддержкой родителей; 8. не замечание учителем и родителями успехов ребенка. 

    Каждый ребенок, имеющий повышенный уровень тревожности нуждается в индивидуальной коррекционной работе. 

    - Важно, чтобы ребенок осознал, что причиной его неудач может быть отсутствие готовности или способности вести себя соответствующим образом. 
    - Необходимо показать ребенку, что неудача ни в коей мере не умоляет его личных достоинств. 
    - Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение тона, жестов и т.д. 
    - Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет вера родителей и педагога в ребенка. 
    - Очень важно создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Успех порождает новый успех и усиливает уверенность в своих силах. 

    Предлагаем использовать следующие советы при работе с тревожными детьми: 

    1. Ни в коем случае нельзя манипулировать детьми, перетягивать их как канат, то в одну, то в другую сторону. Ни родители, ни учителя не должны подрывать авторитет друг друга. Борьба авторитетов чревата не только тревогой, но и анархизмом, безверием ребенка. 
    2. Взрослый и сам должен не быть противоречив в своих поступках и действиях. Если сегодняшними решениями мы зачеркиваем то, что провозгласили вчера, это нужно честно объяснить ребенку. 
    3. Прежде чем настаивать на чем-нибудь, внимательно присмотритесь к ребенку: вы наверняка увидите то, что ему по-настоящему интересно, откликнитесь на его первые попытки найти что-то для души. Вы избавите его от тревожной необходимости сочетать то, что нравится вам (но безразлично или неприятно ему), с тем, что влечет самого ребенка. 
    4. Необходимо ребенку доверять. Человек, живущий среди тех, кто ему доверяет, - спокоен, уверен, умеет оценить себя по достоинству. Недоверие порождает неуверенность, внутреннюю борьбу, тревогу. 
    5. Честность и доверие к ребенку - два кита, на которых стоит эмоциональное благополучие детей. Третий кит - безусловное принятие ребенка. Ни отметки, ни достижения детей не должны рассматриваться как основная ценность. Ребенок должен знать: он хороший, любимый и будет таким всегда. 
    6. Мы должны доверять выбору детей. С кем они дружат, куда ходят - это их личное дело. Очень важно, чтобы ребенок сохранил искренние и глубокие контакты с кем-то взрослых, но не для контроля, а для своевременной помощи, не для вмешательства в дела ребенка, а для эмоциональной поддержки. 
    7. Уметь распознавать проявления его тревоги, чтобы не ругать за то, за что нужно пожалеть, не требовать того, чего ребенок не в состоянии выполнить. 
    8. Особое место нужно уделять "ахиллесовым пятам" тревожного ребенка и ситуациям, "запускающим" его переживания. Слабым местом тревожных детей часто являются повышенная утомляемость и затрудненная включаемость. 
    9. Повышать самооценку ребенка. Помогать ему находить ситуации, в которых он один из лучших, хвалить как можно чаще, не скупиться на проявления любви и нежности. 
    10.Необходимо учитывать, что тревожный ребенок уже сам нашел какой-то способ борьбы с тревогой. При всей неадекватности, а порой нелепости подобных способов, их нужно уважать, не высмеивать, а использовать, чтобы помочь ребенку. Особенно хорошим подспорьем являются фантазии. Попытайтесь ему подыграть. 
    11. Самыми неприятными проявлениями тревожности являются агрессивность и апатия. Ни в коем случае нельзя отвечать на агрессию агрессией. Апатия и безразличие - чаще всего следствие завышенных или непоследовательных требований. Ни в коем случае не пытайтесь расшевелить ребенка насмешками или пинками, укорами и фальшивыми посулами. 

    Наличие тревожности - свидетельство нарушений в личностном развитии. Она мешает нормальной деятельности, полноценному общению, развитию ребёнка, познанию им мира и себя. Поэтому эту проблему нужно изучать и бороться с ней. 


    Литература 
    1. Андреева А. Психологическая поддержка ребенка. // Воспитание школьников. - 2000. № 3. 
    2. Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1995. - 400 с. ил. 
    3. Вачков И. Умение владеть эмоциями. //Воспитание школьников. - 1998. -№5. 
    4. Кученко Т. О детской тревожности. // Воспитание школьников. 2002. - №5. 
    5. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1990. - 301 с. 
    6. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов. /Под ред. В.В.Богословского и др. - М.: Просвещение, 1973. - 351 с., ил. 
    7. Общая психология: Учебник для студентов пед.институтов. / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко. / Под ред. А.В. Петровского. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с., ил. 
    8. Популярная психология для родителей. / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1989. - 256 с. 
    9. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. - М.: изд. центр "Академия", 1997. - 384 с. 
    10. Психологическое консультирование в школе. / Сост. Н.В.Контева. - Пермь: Западно-Уральский учебно-научный центр, 1993. - 220 с. 
    11. Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. -2-е изд. - М.: Изд. центр "Академия", 1997. - 176 с. 
    12. Шилова Т. Школьный невроз. // Воспитание школьников. - 2002. - № 9.