Проблемы формирования профессиональной культуры будущего специалиста * Статьи

Содержание сборника
Содержание этого раздела

Использование оздоровительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера

Е.В. Демешина, 5 курс,
Мурманский педагогический колледж
Н.р. Гончарук Г.П.

    Тема представляется нам весьма актуальной, так как в современных условиях оздоровительную и образовательную работу с детьми, ведущую к развитию интересов, потребностей в сохранении и укреплении своего здоровья, приобщению к здоровому образу жизни следует начинать как можно раньше. Педагоги, работающие с детьми в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), должны владеть технологиями оздоровительно-образовательной работы, самостоятельно, творчески проектировать целостный педагогический процесс физического развития детей.

    Всем известно, что здоровье человека начинается в детстве. Во все времена считалось, что здоровье детей является показателем состояния физического и нравственного здоровья общества в целом. К сожалению, нынешнее состояние здоровья имеет целый ряд негативных тенденций.

    В последние годы уровень заболеваемости детского населения в Мурманской области продолжает превышать средне российские показатели в 1,5 раза, сохраняется неблагоприятная тенденция роста заболеваемости детей, причём этот рост наблюдается практически по всем классам болезней.

    Крайний Север с его многообразием экстремальных факторов предъявляет организму человека более высокие требования, чем зоны комфорта (Овцын А.П., Казначеев В.П., 1975; Ломов О.П., Тихомиров В.П., 1979; Куликов В.Ю., 1980). Для северных экстремальных регионов характерна повышенная чувствительность организма, особенно детского, к действию погодных факторов, выражающаяся в развитии измененных метеотропных реакций. Данные особенности проявляются в нарушении компенсаторно-приспособительного механизма детского организма с последующим формированием метеопатологий.

    Эмоциональные расстройства в период полярной ночи выражаются в форме повышенной раздражительности, обидчивости, сменяющихся агрессивностью и конфликтностью, что связано с изменениями в нейрогуморальной системе организма ("синдром полярного напряжения", Казначеев В.П., 1974) . Кроме того, в условиях Кольского региона наблюдается сезонная неравномерность поступления ультрафиолетовой энергии в солнечном спектре. Установлено, что проживание в течение одного года за Полярным кругом приводит, в результате недостатка активных биологических лучей Солнца, к падению иммунобиологической активности человека на 30% . Иммунологическая реактивность организма, по сравнению со средней полосой, значительно снижена. На Крайнем Севере вследствие "ультрафиолетового голодания" у населения определяется сезонное нарушение фосфорнокальциевого обмена.

    Особенностью Кольского полуострова, как впрочем, и других территорий, расположенных в северных широтах, является высокая степень урбанизации. Следовательно, население, проживающее в городах Севера, испытывает двойную нагрузку: со стороны суровых условий высоких широт и в результате техногенного загрязнения окружающей среды. В этом случае правомерно говорить об антропо-экологическом напряжении, которое испытывают жители северных городов. Дети, механизмы защиты и адаптации которых несовершенны, в первую очередь попадают под влияние антропоэкологического процесса, что выражается в значительном снижении уровня здоровья детского населения, проживающего на Севере.

    У детей-северян определяется сниженная толерантность к физической нагрузке в период полярной ночи и полярного дня (Орехов К.В., Пономаренко П.С.,1986). В тоже время, значительная часть детей, не имеющих отклонения в физическом развитии, при условии применения адекватных физических нагрузок, могут достигать нормальных показателей в занятиях физкультурой (Дорожкина Л.А.).

    Обобщая материалы обзора литературы, можно сделать следующее заключение. На Кольском полуострове получены данные, характеризующие физическое развитие и физическую подготовленность детей. Но в тоже время не изучены вопросы, касающиеся оптимизации физического воспитания детей на основе учета региональных климатогеографических факторов Заполярья, их психологического состояния в различные сезонные периоды Заполярья, а также индивидуальных адаптивных реакций.

    Учитывая актуальность проблемы, и опираясь на теоретические и практические положения ряда авторов, мы выдвинули гипотезу: мероприятия гигиенической оптимизации воспитательно-образовательного процесса должны быть направлены на нивелирование неблагоприятных воздействий среды на организм ребёнка. Предметом исследования мы выбрали эффективные пути и средства рациональной организации двигательной активности (ДА) детей в организованной и самостоятельной деятельности. Система мероприятий по оптимизации оздоровительной работы в условиях Крайнего Севера проводилась в Центре развития ребёнка - дошкольном образовательном учреждении №78 Октябрьского округа г. Мурманска с детьми 6-7 лет. В эксперименте принимали участие 7 детей подготовительной группы. Из них двое имеют первую группу здоровья, что составляет 28%, от общего числа детей, четверо детей имеют вторую группу здоровья (58%), один ребёнок имеет третью группу здоровья (14%).

    Основные методы исследования:
    ° Диагностика физической подготовленности (определение физических качеств: выявление статической выносливости - тест Крауса - Вебера; уровня гибкости, силы мышц плечевого пояса, ловкости);
    ° Наблюдения за детьми;
    ° Анализ образовательных программ;
    ° Беседы с воспитателями, детьми, родителями.

    Результаты констатирующего эксперимента показали, что наилучшие результаты были отмечены в определении сформированности уровня гибкости, с заданием справились все дети (100%). В тесте на определение статической выносливости 57% детей полностью выполнили задание; один ребёнок (16 %) из 6 упражнений не выполнил подъём туловища из положения лёжа на спине, ноги согнуты в коленях; два ребёнка (33%) не справились с упражнением наклон туловища вперёд с задержкой на 3 секунды. Было выявлено, что дети данной группы относятся к среднему уровню физической подготовленности. Это объясняется тем, что обследование проводилось в сентябре, когда наиболее благоприятные условия для развития ДА.

    При организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Заполярья учитываются следующие обстоятельства:

    1. Значительная степень напряжения адаптационных механизмов детей.
    2. Пониженная ДА на протяжении большей части учебного года и наличие сезонных колебаний ДА.
    3. Снижение толерантности к физической нагрузке у детей, а также снижение уровня умственной работоспособности вследствие снижения лабильности и сдвига баланса нервных процессов в сторону торможения.
    4. Общая астенизация организма в период полярной ночи и выхода из нее.

    Изучив и проанализировав систему физкультурно-оздоровительных мероприятий в дошкольном учреждении, мы выделили следующие направления в работе ДОУ:

    ° снижение напряжения адаптивных механизмов;
    ° повышение резистентности организма;
    ° повышение двигательной активности (ДА).

    Мероприятия по снижению напряжения адаптивных механизмов направлены на совмещение времени учебной деятельности с периодом биоритмологического оптимума, т.е. занятия проводятся в первую половину дня, в период полярной ночи и выхода из неё (2.12 - 11.01) вносятся изменения в сетку занятий, проводятся каникулы (неделя здоровья), осуществляется дифференцированный подход с учётом состояния здоровья. Для повышения резистентности организма регулярно проводится витаминизация пищи, фитотерапия. Начиная с декабря, дети принимают "Дибазол", "Полиен", "Ревит", широко используется физио - и рефлексотерапия, сухой бассейн, разные виды массажа, ионизация воздуха и т.д.

    Одним из наиболее значимых путей по повышению ДА является организация рационального двигательного режима. В режиме дня большое место отводится подвижным играм и упражнениям на воздухе, прогулкам на улице или в группе при пониженной температуре (-20°). Каждую прогулку завершает оздоровительный бег. Широко используются зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика, комплексы с фитболами для нормализации осанки, упражнения на тренажёрах.

    Физкультурные занятия организуются 3 раза в неделю. Распределение учебного материала связано с особенностями природно-климатических условий Крайнего Севера и биологическими ритмами года. Известно, что в период полярной ночи отмечается резкое снижение физической работоспособности и физических качеств. В связи с естественным уменьшением ДА несколько возрастает масса тела. Учитывая это, обучение основам техники движений планируется специалистом по физвоспитанию на декабрь, а в январе происходит закрепление материала на спортивных праздниках, досугах. Движения аэробной направленности (бег, прыжки) составляют до 50% от общего времени занятий. Благодаря продуманным способам организации занятий их моторная плотность составляет 80-85 %. В период полярной ночи в занятия включают от 2 до 5 подвижных игр, направленных на развитие выносливости.

    В практике работы широко используют соревновательные виды физических упражнений. Неслучайно использование подобных форм спортивной деятельности для взрослых уже давно используется для снятия утомления, психологической перегрузки и повышения всех форм работоспособности. Подобные физические нагрузки отличаются от обычной игровой деятельности тем, что за счёт создания условий соревнования повышается эмоциональная значимость результата. При использовании таких форм физических упражнений в работе с дошкольниками следует учитывать два фактора: во-первых, дети быстро теряют интерес к подобной деятельности, и эмоциональный положительный фон утрачивается. Вместе с тем удачное сочетание интенсивности физической нагрузки, участие всех детей в процессе выполнения и доступность правил игры позволяют не только увеличить резервные возможности организма, но и снять психоэмоциональное напряжение в условиях полярной ночи.

    Мы полагаем, что развивающий эффект использования данной модели ДА позволит заметно повысить физические возможности детей.

    Таким образом, использование оздоровительных технологий в процессе профессиональной подготовки будет способствовать повышению педагогической компетентности специалистов дошкольного образования, становлению профессиональной культуры, создаст более высокую возможность переноса знаний, умений, навыков в опыт профессиональной деятельности.

 

Содержание этого раздела
Содержание сборника

AngelTop Рейтинг@Mail.ru