Общественная осведомленность об экологическом риске прокладки нефтепровода в Байкальском регионе

Содержание сборника
Содержание этого раздела

Общественная осведомленность об экологическом риске прокладки нефтепровода в Байкальском регионе

Л. Вантеева, А.Чурина, 4 курс,
Иркутский государственный педагогический колледж № 1
Н.р. Кошкарева Л.Г.

    Разведанные запасы нефти позволяют рассматривать Восточную Сибирь как один из перспективных регионов для создания нового центра добычи углеводородного сырья, позволяющего полностью удовлетворить потребности Восточной Сибири и Дальнего Востока в нефти, а также обеспечить возможность значительного экспорта нефти на Азиатско-Тихоокеанский энергетический рынок (Китай, Корею, Японию).

    В настоящее время идет активное лоббирование строительства нефтепровода через водосборную часть бассейна оз. Байкал. Основной критерий при выборе варианта называется - "дешевизна проекта". Однако в истории человечества еще не было прецедента проведения нитки нефтепровода в таких сложных природно-ландшафтных условиях, какие существуют в Байкальском регионе. Общественная осведомленность об экологических последствиях и рисках дает возможность населению участвовать в обсуждении снижения экологических рисков при реализации потенциально опасных проектов. Можно предположить, что возникает новая угроза нанесения ущерба экосистемам Байкальского региона, существованию оз. Байкал - участка Всемирного наследия, и населению, проживающему на его берегах и вдоль предполагаемой трассы нефтепровода.

    Актуальность проблемы заключается еще и в том, что значение экологических проблем выходит далеко за рамки экономики - они оказывают непосредственное влияние на социальную и культурную сферу жизни. Отсутствие защиты окружающей среды приводит к усугублению экологических проблем и к обострению социальной напряженности.

    Цель нашего исследования заключалась в выявлении уровня информирования общества об экологических рисках проектных нефтепроводов в Байкальском регионе.

    Экологический риск - это возможность возникновения опасных явлений или негативных изменений в окружающей среде, которые обусловлены природными либо антропогенными факторами и приводят к неблагоприятным социально-экономическим последствиям в обществе.

    Природно-экологические риски характерны для районов развития катастрофических природных явлений: высокогорья, повышенная сейсмичность, речные системы и слабоустойчивые геосистемы. Причинами возникновения антропогенно обусловленных экологических рисков могут быть чрезмерное использование ресурса (изъятие воды для хозяйственных нужд, вырубка леса и т.д.), загрязнение отходами производства (сброс сточных вод, выброс загрязняющих веществ в воздушную сферу), нарушение установленного режима хозяйствования (несоблюдение условий транспортировки вредных и опасных грузов, правил хранения вредных отходов производства и т д.) и другие.

    Общеприменимыми методами, ориентированными на снижение экологического риска и социальной напряженности, являются: оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС); экологическая экспертиза; общественная экологическая экспертиза.

    В нашем исследовании представлен список экологических рисков, потенциально существующих в случае строительства нефтепровода, проанализированы результаты проведения общественных слушаний в зависимости от уровня общественной осведомленности о различных аспектах проекта, рассмотрен содержательный контекст статей, популярных в регионе СМИ, освещающих события по проектным нефтепроводам.

    Основным экологическим риском является то, что трассы нефтепроводов (любой вариант) пересекают как реки водосбора оз. Байкал, так и реки, непосредственно впадающие в оз.Байкал. Для каждого варианта существует вероятность попадания нефти в оз. Байкал в случае аварии. И хотя, в материалах ОВОС утверждается, что "по статистике вероятность крупной аварии на трубопроводе крайне мала", в других публикациях утверждается обратное. "В настоящее время в России находится в эксплуатации 350 тысяч километров внутри- и межпромысловых нефтепроводов, на которых ежегодно отмечается 50-60 тыс. случаев порывов, "свищей" и проч., что приводит к значительным потерям нефти. Только на месторождениях Западной Сибири прорывы нефтепроводов случаются до 35 тыс. раз в год, в т.ч. официально регистрируется до 300 аварий с выбросом нефти свыше 10 тыс. тонн в каждом случае".

    Наибольшее время добегания нефтяного пятна до оз. Байкал от места возможного разлива нефти составляет 76.6 часов, а наименьшее - 5.5 часов. Время добегания гребня нефтяной волны от подводных переходов рек, впадающих в оз. Байкал, составляет всего 1-2 часа.

    Вероятными могут оказаться потери популяций редких видов. В коридоре проектируемого нефтепровода насчитывают более 80 видов редких и охраняемых видов растений и наземных позвоночных, включенных в Красную Книгу. Участок трассы (124-255 км) проходит по Тункинскому национальному парку, что повлечет за собой уничтожение воспроизводственного участка горно-таежной фауны и, самое главное, теряется смысл существования самого Тункинского национального парка, так как парк без заповедного режима не может существовать. Кроме того, трасса пройдет по территории трех или четырех государственных заказников (Алтачейский, Боргойский, Тугнуйский, Снежинский).

    По выражению информационных работников, события обретают реальность не тогда, когда они произошли, а когда попадают в средства массовой информации (СМИ). Распространение информации всегда имеет свою цель и задачи.

    В Байкальском регионе существует несколько сотен периодических печатных изданий, поэтому для проведения качественного исследования необходимо было выработать критерии отбора СМИ: каково содержание статей в публичной печати о проектных нефтепроводах, о каких аспектах проекта они информируют читателя и раскрывают ли они экологические риски предполагаемых нефтепроводов. Мы остановились на следующих критериях: СМИ должны быть иркутского издательства, иметь тираж не менее 20000 для газет, 3000 для журнала, быть доступным по цене, ориентированным на целевую группу (бизнес, экологическая общественность, население в целом).

    Наше исследование показало, что уровень общественной осведомленности в разных районах неодинаков. Жители не знакомы с документами ОВОС, не владеют информацией о маршрутах нефтепровода, экологических, социальных рисках и экономических, политических последствиях в том объеме, чтобы представить реальную картину о воздействии нефтепровода на природу и местное сообщество.

    Мы выявили, что СМИ в недостаточной степени информируют население об экологических и социальных рисках, односторонне представляют ситуацию, делая акцент на политических и экономических выгодах. Если и упоминают о негативных экологических последствиях, то эти сведения носят обобщенный характер.

    В дальнейшем мы предполагаем провести социологический опрос для измерения уровня общественной осведомленности об экологических рисках проектных нефтепроводов и выявления источников информирования населения по данному вопросу; анализ других видов СМИ: радио, телевидение, Интернет; авторами планируется публикация статьи в местной печати, чтобы представить населению содержательный анализ СМИ о влиянии нефтепровода на общество, экологию и экономику. Надеемся, что через представленный нами анализ представители СМИ увидят ограниченность своей информации по обсуждаемой проблеме. Итоги нашего исследования будут интересны и полезны общественности и лицам, принимающим решения.


    Литература
    1. Экологический риск. / Материалы Второй всероссийской конференции (Иркутск, 18-20 сентября 2001г.). - Иркутск: Изд-во Института географии СО РАН, 2001.
    2. Дьяконов К.Н, Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза. Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002.
    3. Федеральный Закон "Об экологической экспертизе" (№174 от 23 ноября 1995 г.).
    4. Таргулян О.Ю. Темные страницы "черного золота": Экологические аспекты деятельности нефтяных кампаний в России. / - М.: ОМННО "Совет Гринпис", 2002.
    5. Бельская О. Рассуждения у края пропасти или почему я выступаю против трубопровода. //Экологический журнал "Волна". - 2002. .№1-2.

 

Содержание этого раздела
Содержание сборника

AngelTop Рейтинг@Mail.ru