Пути формирования коммуникативных умений студентов и специалистов

Научная Интернет-конференция студентов педагогических колледжей и училищ России
Секция: Пути формирования коммуникативной компетенции студента и специалиста

Пути формирования коммуникативных умений студентов и специалистов

Витман О.К., 3 курс,
Омское педагогическое училище ?1
Н.р. Рогачёва Ю.Б.

    В современных условиях коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в то же время характеристики, исторически и культурно обусловленные. В процессе общения обеспечивается единство действий людей, осуществляется их объединение, упорядочивается взаимопонимание и согласованность действий, поступков, поведения, формируются качества человека как субъекта культуры, познания, труда.

    Во многих видах деятельности общение - не только обыденная функция взаимодействия, но и функциональная категория. Функциональным, профессионально значимым является общение в педагогической деятельности, где оно выступает как инструмент воздействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку. В целенаправленной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи: в данной сфере необходимы знания закономерностей педагогического общения, умение обладать коммуникативными способностями и речевой культурой.

    Коммуникативная компетентность - это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации студентов и специалистов характерно: достижение большей определенности во взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения, что способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов.

    Развитие компетентного общения студентов и специалистов в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основанием для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а также сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой учебной или служебной задачей.

    Одним из главных приёмов формирования коммуникативной компетентности обладает театральная педагогика, главной целью которой является предупреждение проявления затрудненности в общении, которое обусловлено фактором межличностных отношений и обнаруживается в форме изменения стилей делового общения. Частыми причинами затруднений общения студентов и специалистов могут, по мнению исследователей, выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления субъекта.

    Одним из самых распространенных и эффективных приёмов формирования коммуникативных умений является игра. Именно ролевая игра используется театральной педагогикой в качестве одного из приёмов развития коммуникативных умений студентов и специалистов. Игра как феномен сознания, как феномен культуры, как средство воспитания, самовоспитания и самопознания, как средство обучения и даже как терапевтическое средство утвердилась в сознании педагогической общественности. Больше всего здесь повезло, естественно, театральной педагогике, ибо в соответствии со спецификой различных видов театрального искусства уже столетия назад сложилась особая методика, специфические принципы и средства обучения через творческие мастерские, методика, наиболее позитивные моменты которой только сейчас начинает осознавать общество.

    Особую роль в театральной педагогике занимает групповое общение и умение взаимодействовать с другими; в таких играх личность студента и специалиста учится строить взаимоотношения с товарищами и сотрудниками, на основе кооперации и разделения, дифференциации труда. Кроме того, расширяется репертуар профессиональных ролей. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают у студентов и специалистов необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

    Выявление игровой природы педагогического мастерства, как и овладение ею, требует особой технологии, а именно проработки игровых методик, особенно с технологией педагогического управления играми. Ролевая игра, по своей сути, является художественно-образным отражением тех или иных сторон, фактов, моментов жизни. Взрослые ролевые игры - своеобразная антология сценарных вариантов жизни и моментов, определяющих ход сценарного действия. Существуют и не раз уже апробированы формы игрового взаимодействия, обретающие жизнь и новизну с каждым новым содержанием, что также несёт эффект неожиданности.

    Поливариантность игрового характера отличает следующую группу приёмов. Это задания проблемно-творческого характера с установкой на ролевое исполнение. Коммуникативно-исполнительское мастерство личности студента и специалиста проявляется как два взаимосвязанных и всё же относительно самостоятельных умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, а значит, продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения. В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие её навыки и, прежде всего, навыки эмоционально-психологического саморегулирования как управление своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния.

    Студенты и специалисты, не получившие в процессе жизнедеятельности навыки общения, коммуникативных умений, лишены чувства раскованности в современном обществе, защищённости. Для доказательства данного утверждения, было проведено исследование на выявление уровня развития коммуникативных умений, на которое оказывает значительное влияние театральная педагогика.

    Исследования по методике "Оценка коммуникативных и организаторских склонностей", проведённые среди студентов и специалистов, занимающихся и не занимающихся театральной деятельностью, показали следующие результаты. Испытуемые, на которых оказывает влияние театральная педагогика (занятие в театральных кружках, студиях-театрах, а также специалисты, организующие подобные занятия), получили наивысшие баллы (оценка 5), характеризующиеся тем, что студенты и специалисты обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в данном виде деятельности и активно стремятся к ней: быстро ориентируются в трудной ситуации, непринуждённо ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.

    В результате обработки полученных данных, выяснилось, что театральная педагогика оказывает значительное влияние на формирование и развитие коммуникативной компетентности. На основе проведённого исследования развития коммуникативных умений студентов и специалистов, были получены данные, доказывающие тот факт, что театральная педагогика действительно развивает коммуникативную компетентность. Увлечённость театральной деятельностью положительно сказывается на развитии личности студента и специалиста, в частности, на развитие коммуникативной компетенции.

    Доказано, что студенты и специалисты с высоким уровнем коммуникативных способностей обладают творческим потенциалом, отличаются развитым чувством индивидуальности, уверенностью в себе, уравновешенностью и напористостью. Для творческих студентов и специалистов в сравнении с их менее продуктивными коллегами свойственен развитый самоконтроль, организованность, умение дисциплинировать себя, коммуникативная компетентность оказывается на высоком уровне.

    Театральное пространство, образовавшееся внутри социума как его органичная составляющая, даёт возможность раскрыть коммуникативные способности личности студента и специалиста. Оно помогает наработать тот позитивный жизненный опыт, который станет источником психологической поддержки человека на многие годы. Успех, пережитый публично, ставший результатом напряжения физических и психических сил личности, остаётся с человеком на всю жизнь как опыт счастья.

 

Научная Интернет-конференция студентов педагогических колледжей и училищ России
Секция: Пути формирования коммуникативной компетенции студента и специалиста