Итоги I Интернет-конференции студентов педагогических колледжей и училищ России "Проблемы формирования профессиональной культуры будущего специалиста"

Итоги I Интернет-конференции
студентов педагогических колледжей и училищ России
"Проблемы формирования профессиональной культуры
будущего специалиста"

М.Ю. Ананченко,
П.Е. Овсянкин

    Конференция проходила в ноябре 2003 - январе 2004 гг. Инициатива Архангельского педагогического колледжа по проведению конференции была поддержана Министерством образования, Советом директоров педагогических колледжей и училищ России, отделом науки и высшей школы Администрации Архангельской области.

    Приглашения к участию были разосланы почтой и через Интернет всем образовательным учреждениям системы среднего педагогического образования. Заявки и статьи поступили от 62 образовательных учреждений из 42 субъектов федерации. Представлены все 7 федеральных округов. Ряд субъектов федерации (13) представлен несколькими (2-3) образовательными учреждениями. Число участников от одного образовательного учреждения колеблется от 1 до 15. Так, 15 статей представил Салаватский педколледж, 10 - Архангельский, по 4 статьи - Астраханское и Борисоглебское педучилища, Гатчинский, Зерноградский, Иркутский №1, Пензенский, Славгородский педколледжи, Оренбургский художественно-педагогический колледж, Намский педколледж технологии и дизайна, Ульяновский социально-педагогический колледж; по 3 - Ачинский, Братский №1, Волгоградский социально-педагогический, Исилькульский, Муромский, Опочецкий, Стерлитамакский колледжи; по 2 - Алексеевский, Боровичский, Вольский, Выборгский, Городецкий, Златоустовский, Ичалковский, Канский, Каргопольский, Котласский, Новосибирский №2, Тулунский, Угличский педколледжи, Жирновское, Петропавловск-Камчатское педучилища. 21 колледж и училище направили по 1 статье. Всего в конференции приняли участие 159 студентов, 124 педагога выступили научными руководителями студенческих работ.

    Поступившие статьи были размещены по 6 секциям. Больше всего работ (49) поступило по материалам исследовательской работы студентов и роли практики в подготовке специалиста (38). Это свидетельство как известной практикоориентированности наших образовательных учреждений, так и убедительное доказательство внимания к развитию исследовательских навыков студентов и педагогов.

    В статьях секции "Проблемы формирования этической и психологической компетентности специалистов" авторы поднимают вопросы критериев формирования профессиональной культуры, размышляют о педагогической культуре и профессиональной позиции учителя, проблемах формирования нравственности в современном обществе. Студенты не только анализируют предпосылки успешности профессиональной деятельности, но и предлагают пути решения проблем в области этики и социальной психологии. Так, студенткой Ульяновского социально-педагогического колледжа №1 Ю.В. Рындиной предложена антистрессовая программа для учителя, студентки Архангельского педколледжа К.В. Порохина, Т.В Захарова предлагают рассматривать библейские притчи как основу нравственного воспитания, студентка Салаватского педколледжа Н.В. Федорова отмечает роль учителя как образца в деле нравственного воспитания.

    Авторы статей секции "Пути формирования коммуникативной компетенции студента и специалиста" анализируют роль общения в образовательном процессе, коммуникативные аспекты подготовки студента к профессиональной деятельности, отмечают лингвострановедческую и культурологическую направленность изучения иностранного языка, проводят сравнительный анализ пословиц в различных языках. Целый ряд статей посвящён новым технологиям в обучении иностранным языкам, в т.ч. информационным (Е. Наумова, Гатчинский педколледж), проектного (Л.В. Пономарёва из Борисоглебского и Л.В. Белова из Жирновского педучилищ) и личностно-ориентированного обучения (Р.Р. Рамазанова, Салаватский педколледж). Студенты И.Г. Дементьева, М.Л. Кожина (Архангельск) и И.В. Яковенко (Исилькульский педколледж) в качестве одного из средств развития коммуникативной компетенции учащихся называют диалог, Е.Ю. Маленкова (Канский педколледж и В.А. Воробьёва (Салават) - ролевые игры. С.А. Гридаева (Мариинское педучилище) предлагает рассматривать коммуникативный подход как способ организации педагогической среды в профессиональном учебном заведении.

    На секции "Роль практики в формировании специалиста" авторы статей обращают внимание на развитие мышления, самостоятельности, ответственности, выработку профессионально значимых качеств и умений студентов в процессе различного рода профессиональных практик (в т.ч. пробных уроков, воспитательной, летней, преддипломной и др.). "Становление профессиональной компетентности будущего педагога начинается в процессе его профессиональной подготовки" - пишет Н.В. Шевченко (Нижнетагильский педколледж №2). "Отличие компетентного специалиста от квалифицированного заключается в том, что он не только владеет определенным уровнем знаний, умений и навыков, но и реализует их в работе" - утверждает Е.В. Ерисова (Оренбургский художественно-педагогический колледж). Студентки Ульяновского социально-педагогического колледжа О.В. Суркова и М.А. Мардеева обращают внимание на практику как средство формирования аналитических и проектировочных умений. Особенностям деятельности педагога дополнительного образования посвящена статья В.А. Чигадаевой (Оренбургский педколледж), учителя начальных классов - работы Л.В. Долгих (Орловский педколледж), Ю.Н. Абросимовой и А.Р. Загидулиной (Астраханское педучилище), учителя музыки - С.А. Ляминой (Муромский педколледж) и С.Л. Абрамовой (Архангельск), учителя изобразительного искусства и черчения - Е.Ю. Буш (Енисейское педучилище) и Ю.Ю. Уколовой (Стерлитамак), учителя математики - статья Е.М. Рейбан и О.П. Логиновой (Канский педколледж), В.К. Дриждева и С.Б. Нугмановой (Исилькульский педколледж), иностранного языка - Л.П. Усковой (Зерноградский педколледж), А.В. Черновой и Е.В. Агафоновой (Салават), специалиста по социальной работе - Е.А. Васильевой (Ачинский педколледж), классного руководителя - О.В. Беловой и В.Л. Пагнуева (Каргополь). На национально-региональный компонент практики обращают внимание Г.В. Куценко (Алексеевский педколледж), Е.В. Тюганкова (Ичалковский педколледж). Об опыте создания учебной фирмы пишет И.В. Тибирьков (Санкт-Петербургский педколледж №1). "…

     Именно на практике студент может определиться, насколько правильно он выбрал для себя сферу деятельности, выявить степень соотнесенности личностных качеств с профессией учителя" - отмечает в своей статье О.А. Кириллова (Салават). Эта же идея проводится в работе Н.А. Куркиной (Златоуст).

    Секция "Исследовательская деятельность студентов", как уже отмечалось выше, собрала наибольшее число участников. Спектр исследовательских интересов студентов достаточно широк и охватывает как общие гуманитарные и социально-экономические, так и естественнонаучные, профессиональные дисциплины. Гуманитарные аспекты образовательного процесса нашли отражение в статьях В.Е. Лысенкова (Ичалковский педколледж), студентов Архангельского, Ачинского, Котласского педколледжей. Результаты экологических исследований отражены в работах И.С. Медведкиной (Опочецкий педколледж), студентов Иркутского педколледжа №1. Проблемы здорового образа жизни поднимают О. Мороз (Славгородский педколледж), Т.С. Силинская (Архангельск), Е.В. Демешина (Мурманский педколледж), Ю.В. Сатарикова (Барнаульский педколледж), В.А. Деминова (Боровичский педколледж). Динамика ролевого набора представлена в статье А. Драбыча (Хабаровский педколледж). Особенности профессиональных представлений первокурсников стали предметом исследования О.С. Рукосуевой (Иркутский педколледж №1). Диагностике ценностей студентов педколледжей посвящены работы Л.Н. Мурзич и А.В. Тарасовой (Опочецкий педколледж), А.А. Акулининой (Пензенский педколледж), образу идеального преподавателя - статья А.В. Сироткиной, Н.А. Репиной, Д.Р. Харисовой (Пензенский педколледж). Проблемы развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста поднимаются в статьях О.С. Харченко (Санкт-Петербургский педколледж №5), А.О. Викулиной, О.Г. Павловой, Е.Л. Пашкович, С.Е. Степановой (Опочецкий педколледж), В.В.Прудниковой (Иркутский педколледж №1). Н.В. Вашуткина (Архангельск), анализируя стилистические особенности современной молодёжной речи, делает вывод, что обилие жаргонизмов, орфоэпическая безграмотность речи школьников - следствие недостаточной работы школы над культурой речевого общения, отмечает, что только хорошее владение родным языком позволяет личности реализовать себя в профессии и творчестве. Диагностика детской тревожности - предмет исследования Н.В. Осетровой (Кунгурское педучилище), В. Цапусовой (Выборгский педколледж). Вопросы коррекционной педагогики отражаются в статьях Н.А. Оньковой, А.В. Трапезниковой (Пермское педучилище №3). Научная компетентность - один из компонентов профессиональной культуры педагога, - отмечается в статье Ю.Г. Милерис (Покровский педколледж). С точки зрения студентов Покровского педколледжа (н.р. О.В. Чуксина), идеальный преподаватель - это профессионал, любящий свою профессию, умеющий понять и поддержать студента, хороший организатор, энергичный, мобильный, оптимистичный, молодой и мудрый, обаятельный человек, искренно интересующийся студентами, их жизнью, не замыкающийся в рамках одной лишь профессии, а исследование дает возможность осознать сущность своей профессии, смысл педагогической деятельности.

    На секции "Развитие творческих способностей студентов" представлено 11 работ. О путях к творчеству размышляют Л.А. Яковлева (Астраханское педучилище), А.В. Россошинская (Стерлитамакский педколледж), роли педагогического артистизма в формировании профессиональной культуры педагога - В.А. Колесникова (Зерноградский педколледж) развитии творческого потенциала студентов колледжа - Т.В. Дикарева (Волгоградский социально-педагогический колледж), методике творческой деятельности педагога в учебной и внеучебной деятельности посвящены статьи З.М. Сушко, А.В. Кармакулова (Архангельск), группы студентов Сибайского педколледжа. Отметим, что небольшое число работ, поступивших на эту секцию косвенно подтверждает результаты исследования А.А. Акулининой (Пензенский педколледж). "Парадоксально, но творчество занимает предпоследнее место в системе ценностей будущих педагогов" - отмечает студентка. Подобные наблюдения могут стать отправными при формировании учебных и воспитательных программ образовательных учреждений, т.к. педагогическая, исследовательская деятельность немыслимы без творчества.

    Статьи участников секции "Формирование информационной компетентности будущего специалиста" посвящены роли новейших технологий в образовательном процессе. Большое внимание формированию информационной культуры студентов уделяется в Гатчинском педколледже. Информационная культура понимается исследователями как уровень умений целенаправленной работы с информацией, использование новых информационных технологий для работы с ней, сформированность системы научных знаний и морально-этических норм работы с информацией (В.В. Малиатаки, Ставропольский государственный пединститут), интегративное качество личности и показатель ее профессиональной подготовки (В.Ю. Андреева, преподаватель Гатчинского педколледжа). Использованию компьютерных технологий в обучении иностранным языкам посвящены работы студентов Новосибирского №2, Салаватского педколледжей. Нельзя не согласиться с В.В. Малиатаки, отметившей в своей статье недостаточную разработанность программно-методического обеспечения образовательного процесса и сделавшей вывод о наличии "громадного поля деятельности для педагогов и студентов".

    Результаты I заочной Интернет-конференции студентов педагогических колледжей и училищ показали как активное освоение студентами и педагогами информационных ресурсов сети Интернет, желание заявить о себе и своих взглядах, так и разный уровень подготовленности выступлений (статей). Последнее свидетельствует о необходимости повышения информационной компетентности и развития исследовательской культуры преподавателей, что, в свою очередь, отразится и на формировании профессиональной культуры будущих специалистов. Актуальной оказались как тема конференции, так и предложенная форма её проведения, позволившая объединить в виртуальном диалоге студентов и преподавателей из достаточно удалённых друг от друга регионов страны - от Опочки на западе до Хабаровска и Петропавловск - Камчатского на востоке, от Мурманска на севере до Ставропольского края на юге.

    Директора образовательных учреждений, преподаватели - научные руководители студенческих работ, поддержав идею проведения конференции, показали заинтересованность в диалоге, развитии новых технологий в образовательном процессе.

    Для размещения материалов конференции был разработан специальный раздел сайта Архангельского колледжа, его адрес: http://www.avpu.ru/proect/inter_konf/main.htm. Раздел включает странички "Традиции", "Условия (участия)", "Географию (участников)" - с картой, список участников, тезисы и статьи участников конференции, сведения об оргкомитете и инициаторах, краткую справку об Архангельске, фотоальбом участников, информацию для прессы и др. Общий объём материалов - 4 МБ.

    1643 визита на раздел зафиксировали счётчики посещаемости за первые 70 дней работы конференции.

    Членами организационного комитета наработана методика проведения виртуальных конференций, от возникновения идеи до выхода из типографии печатных материалов.

    У Вас в руках сборник статей конференции "Проблемы формирования профессиональной культуры будущего специалиста". В сборник, кроме лучших выступлений студентов, вошли статьи преподавателей - участников VI международных педагогических чтений, которые состоялись на базе Архангельского педколледжа 25 февраля 2004 г. Подобное объединение работ студентов, аспирантов, кандидатов и докторов наук даёт возможность не только увидеть перспективы научного роста, но и осознать актуальность заявленной темы, возможные варианты исследовательского поиска, соотнести национальные особенности преподавания и обучения.

    Оргкомитет конференции полагает, что подобные мероприятия в дальнейшем станут традиционной формой диалога по проблемам подготовки будущих специалистов.