К вопросу о формировании этически компетентного специалиста

 

М.Ю. Ананченко

    Вопросам этики в профессиональной деятельности в последнее время уделяется всё большее внимание в менеджменте. Во-первых, это связано с отношением к организации как социокультурной системе, в центре которой находится человек. Во-вторых, с пониманием роли организационной культуры в оптимизации управленческого процесса и её влиянием на эффективность системы в целом (1). Культура организации характеризует поведение её членов, способ решения ими проблем, отношение к внешним воздействиям; это набор представлений о способах деятельности, нормах поведения; набор привычек, писаных и неписаных правил, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем и др., сознательно или бессознательно разделяемых большинством членов организации (2). Деятельность менеджеров в современной организации должна способствовать развитию и возвышению личности, воспитанию профессионала, обладающего информационной, валеологической компетентностью, деловой и психологической зрелостью, способного принять ответственность. Эффективность руководства и лидерства в организации связана с пониманием ценностей личности, группы, общества, соответствием управленческих процессов моральным стандартам (3). Этическая компетентность менеджера может быть соотнесена с такими функциями культуры организации, как гуманистическая, ценностно-нормативная, коммуникативная.

    Современный менеджмент не только предполагает определённые отраслевой спецификой управленческие решения и действия, но и предъявляет требования к их характеру, указывая на императивность и универсальность этической направленности профессиональной деятельности. Моральное лидерство менеджеров - одно из необходимых условий устойчивого развития организации в любой сфере.

    Этические стандарты, принятые в организации, и реальная этическая практика создают организационный климат, способный мотивировать к инновациям, могут усилить эффективность профессиональной (в т.ч. и педагогической) деятельности (4). И зрелым, и начинающим, и будущим менеджерам (к которым мы относим и педагогов) необходимо знать сущность деловой этики, уметь определять присущие организации (например, школе, колледжу, турфирме) этические нормы, вырабатывать этическую сензитивность, учитывать интересы всех субъектов управления и действовать в соответствии с этическими нормами на практике.

    В овладении личностью нравственным опытом выделяют этапы, связанные с возрастными психологическими особенностями (дошкольный, младший школьный, средний и старший школьный возраст). Однако нравственное развитие осуществляется не только до школы и в школе. Оно продолжается при получении профессионального образования, в процессе профессиональной деятельности. В 1923 г. С.И. Гессен выделил 3 ступени нравственного образования (аномия, или беззаконие; гетерономия, или чужезаконность, и автономия - самозаконность), две из которых соотносятся с дошкольным и школьным возрастом, а третья - со свободным самообразованием (5). Последовательное прохождение личностью стадий нравственного развития отметит позднее и Л. Кольберг, выделивший три уровня морального роста (доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный). По мнению исследователя, моральное развитие инвариантно, а его уровень определяется посредством наблюдения: на первой стадии моральные размышления не выходят за пределы личного понимания; затем человек начинает учитывать интересы других людей в группе, ориентируясь на "закон и порядок", на третьем - постконвенциональном - уровне морального развития личность уважает права других, оставаясь верной тщательно изученным ценностям, и действует в соответствии с логично развитыми и универсальными, общепринятыми принципами. Л. Кольберг отмечает, что подавляющее большинство людей никогда не достигает третьего уровня и не является морально автономными. При этом продвинувшиеся на более высокий уровень морального развития люди предпочитают либеральные позиции консервативным (6). Этически компетентный специалист - автономная личность, соответствующая по типологии, предложенной Л. Кольбергом, второму и третьему уровням морального развития.

    В профессиональном становлении специалиста любой сферы деятельности первостепенное внимание должно уделяться вопросам этической грамотности. В теории эти вопросы могут быть изучены студентами в рамках таких учебных дисциплин, как "Этика", "Этика делового общения", "Менеджмент", "Педагогика" и др. Этические ценности могут декларироваться в беседах, через специальные тренинги, личный пример, через единство требований. В процессе обучения, в ходе учебной практики и выполнения курсовых и дипломных работ студенты наблюдают, какие этические стандарты действуют в организации. Чтобы теория подкреплялась реальным этичным поведением, необходимо, чтобы все работники организации (в образовательном учреждении - все субъекты образовательного процесса) принимали основные моральные ценности и разделяли этические нормы.

    Ответственность за кадры лежит на руководителе организации, и если он принимает на работу людей с сильными моральными ценностями, способных демонстрировать моральное лидерство, он способствует укреплению организационного климата. Люди без моральных устоев разрушают организацию. Важную роль этики отметил В.М. Блументаль, президент одной из компаний, анализируя ошибки в своей 36-летней карьере в бизнесе, правительстве, образовании: "Когда я сделал самую большую ошибку? Когда предпочёл интеллигентность и энергию нравственности" (7). Профессиональный отбор - первый шаг в развитии организации этически компетентных людей. Особое значение он играет в системе образования, специалистам которой общество доверило воспитание подрастающего поколения, а, значит, и своё будущее.

    Следующий шаг руководителя - помочь работникам соотнести их моральные ценности с их должностными обязанностями. Этически компетентные специалисты - не только отличные практики; они достигают целей этичными средствами, проявляют эмпатию, справедливы. Профессиональная культура включает в качестве одной из составляющих профессиональную этику, вне знания и обладания нормами которой нет и не может быть компетентного специалиста. Сравнение требований, предъявляемых к бизнесменам и педагогам деловой и педагогической этикой, показывает, что в их основе лежат общечеловеческие этические нормы. Деловая этика включает такие требования к работникам, как терпимость к традициям других народов, справедливость при наделении ресурсами, разумный нонконформизм, постоянная работа по внедрению этических стандартов, обязательное исправление этического нарушения, доверие авансом, отказ от критики конкурентов и т.д. (8). Педагогическая этика требует отказаться от цеховой замкнутости, закрытости, "секретов", проявления зависти, недоброжелательства, неуважительного отношения к менее опытным коллегам, выделения "любимчиков", от требования для себя особых условий в силу своих заслуг, опыта и мастерства, в качестве нормы называя терпимость к индивидуальности, взаимопомощь, уважение личности, опору на положительные качества, тактичность, умение ценить достижения коллег, радоваться их удачам, умение признавать ошибки и др. (9). Руководителю организации, менеджерам (в т.ч. и педагогам) важно говорить и писать хорошим языком, делать всё вовремя, демонстрировать образцы нравственного поведения. Внедрение этических норм на практике возможно через тренинги, принятие этических кодексов, создание комитетов по этике, разработку специальных программ подготовки работников.

    Один из простых и эффективных путей преодоления этических проблем в сфере профессиональной деятельности - не иметь их. Однако избежать ситуаций, требующих этических знаний и поведения, невозможно. Поэтому необходимы специальные программы по развитию этической компетентности, интегрированные в существующую культуру организации, имеющие позитивные цели (учить и направлять, а не ловить и осуждать), сфокусированные на отличии правильного от неправильного. Отметим, что целый ряд вопросов в области этики может не возникнуть, если справедливость, уважение, взаимопомощь, доброта, дружелюбие - фундаментальные этические ценности и нормы организации.

    Примечания
    1 - Заржевский С.Г. Организационная культура в современной России (социально-философский аспект). Дис. … к.филос.н. - М.: Российская Академия Госслужбы при Президенте РФ, 1997. - С.45.
    2 - Ушаков К. Подготовка управленческих кадров образования. - М.: Сентябрь, 1997. - С.53.
    3 - Gardner J.W. On Leadership. - N.Y.: The Free Press, 1990. - P.67.
    4 - Aguilar F.J. Managing Corporate Ethics. - N.Y./Oxford: Oxford University Press, 1994. - P.vii.
    5 - Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. /Отв.ред. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995.- С.88-122.
    6 -. Walton C.C. The Moral Manager. - N.Y.: A Division of Harper @ Row Publishers, 1988. - P.188-190.
    7 - Aguilar F.J. Managing Corporate Ethics. - N.Y./Oxford: Oxford University Press, 1994. - P.98.
    8 - См.: Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 208 с.; Принципы делового этикета. //РекТайм. - 2003. - №37 (92).
    9 - См.: Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. - Минск: Народная Асвета, 1977. - 256 с., Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - С.163-174; Чернокозов В.Н., Чернокозова И.И. Этика учителя. - Киев: Радяньска школа, 1973. - С.130.