Патриотизм и другие критерии формирования профессиональной культуры будущих специалистов

 

А.В. Потёмкин,
Бийский педагогический колледж,
аспирант кафедры теоретической и прикладной психологии
Бийского Педагогического государственного Университета им. В.М. Шукшина

    Для наиболее эффективного формирования профессиональной культуры будущих специалистов необходимы: постоянное наблюдение за процессом преобразования их личностных и профессиональных качеств, объективная информация о результатах их работы. Сбор, обработка и анализ такой информации, дающие возможность анализировать, оценивать и корректировать дальнейшую воспитательную и обучающую работу, составляют содержание мониторинга. Базой для мониторинга выступает система диагностики. Для ее осуществления необходим выбор критериев (обобщенных показателей). В зависимости от содержания работы или статуса образовательного учреждения приоритет может быть отдан разным критериям. Но в плане формирования профессиональной культуры необходимо учитывать, как минимум, следующие: образовательный критерий, социологический критерий, критерий индивидуально-личностного развития, критерий патриотизма, критерий здоровья и психологического комфорта. При этом важно, чтобы помимо указанных критериев и параметров были разработаны валидные и надежные методики их количественной оценки. Иначе, без системы комплексной диагностики, и критерии и их параметры бесполезны в практическом применении. В наиболее общей форме эти критерии и их параметры заключаются в следующем:

    1. Образовательный критерий:
    - качество подготовки, прежде всего по ведущим предметам и направлениям, определяемое по количеству достижений по данным предметам, победам в олимпиадах, конкурсах;
    - общая успеваемость;
    - количество и качество творческой и исследовательской деятельности;
    - глубина, систематичность и действенность знаний, уровень овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение, алгоритмическая деятельность, творческий поиск и преобразование);
    - уровень сложности решаемых задач.

    2. Социологический критерий:
    - реальные возможности свободного выбора студента в рамках образовательного учреждения (выбор учителя, уровня и профиля обучения, внеклассных занятий по интересам и т.д.);
    - адаптация студента к микросреде (учебной группе, к месту жительства);
    - умение студента строить отношения в коллективе;
    - адаптация студентов-выпускников: успешность их работы в профессиональной среде;
    - приспособление к условиям социальной среды (конкурентоспособность, социальная устойчивость и др.);
    - уровень развития коллективов студентов.

    3. Критерий индивидуально-личностного развития:
    - широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор, проявляющийся в оценках, отношениях, поступках;
    - характеристика уровня мышления, воли, эмоциональной сферы;
    - адекватность самооценки;
    - степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать, понимать и принимать других людей;
    - терпимость и лояльность;
    - степень самореализации (реализации индивидуальных возможностей);
    - выраженность индивидуального стиля деятельности и черт характера;
    - развитость восприятия, воображения, образной памяти, эстетического вкуса, художественной интуиции, творческих способностей (креативность, "творческость");
    - стремление к гармонии.

    4. Критерий патриотизма:
    - сформированность гражданского правосознания;
    - степень развитости чувства любви к Родине;
    - социальной ответственности и активности;
    - степень сформированности нравственных идеалов и нравственного поведения;
    - развитие экологической культуры личности;
    - развитие гражданской толерантности, стремления помогать другим людям.

    5. Валеологический критерий (критерий здоровья и психологического комфорта):
    - уровень психического и физического здоровья;
    - уровень развития основных функций и систем организма по отношению к возрастной норме;
    - распределение студентов по группам здоровья;
    - наличие или отсутствие вредных привычек у студентов.
    - количество и качество услуг, предоставляемых образовательным учреждением, способствующих здоровьесбережению и лечению;
    - степень оптимизма, защищенности, уверенности в завтрашнем дне, положительного или отрицательного отношения к образовательному учреждению, окружающим, образованию вообще, эмоциональное состояние;
    - уровень тревожности;
    - межличностные отношения, социальное благополучие.

    Большинство образовательных учреждений, которые стараются повысить качество процесса формирования профессиональной культуры будущих специалистов, уделяют должное внимание практически всем вышеперечисленным критериям. Однако критерий патриотизма, как правило, не рассматривается в качестве первостепенной задачи. На наш взгляд это связано с тем, что к патриотизму как явлению и как личностному качеству в нашем обществе за последние десятилетия сложилось неоднозначное и не всегда положительное отношение.

    Тем не менее, при правильном понимании и трактовке такого явления как патриотизм можно значительно повысить эффективность процесса формирования профессиональной культуры будущих специалистов, так как патриотизм - феномен многогранный и проявляется во многих сферах: в отношении к своей стране, обществу, своему труду; ответственности за свои поступки, поведение и образ жизни. Патриотично воспитанный студент наверняка станет уделять больше внимания и с большей ответственностью относиться к своей профессиональной культуре.

    В заключение нужно отметить, что повсеместное внедрение патриотичного воспитания и обучения в систему образования связано с множеством трудностей. Одна из таких трудностей - создание системы комплексной диагностики проявления патриотизма. На сегодняшний момент нет ни одной валидной методики, которая могла бы помочь в исследовании особенностей проявления патриотизма. Поэтому создание такой системы диагностики является наиболее актуальной задачей. Это позволит не только выявлять актуальный уровень развития патриотизма, но и отслеживать динамику его становления под влиянием образовательного воздействия.


    Литература
    Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.
    Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М., 1977.
    Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
    Днепров С.А. Педагогическое сознание: Теории и технологии формирования у будущих учителей. - Екатеринбург, 1998.
    Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. - М., 1987.
    Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. - М., 1995.
    Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - С.-Пб., 1996.
    Поташник М.М. Оптимизация управления школой. - М., 1991.
    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.