Политическая культура как показатель "политического здоровья" общества

 

Данилова Е.А., 3 курс,
Архангельский педагогический колледж
Н.р. Мурашева О.А., к.ист.н.

    Термин "политическая культура" впервые появился в трудах немецкого философа-просветителя XVIII в. И.Гердера. Теория, описывающая эту группу политических явлений, сформировалась в конце 50 - начале 60-х гг. XX в. Политическая культура - это уровень и характер общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленный политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни. Политическая культура - это явление динамическое, развивающееся, её содержание и форма постоянно обогащаются историей. Она чутко реагирует на изменения в реалиях окружающего мира, связанные с промышленной, научно-технической, компьютерной, информационной или иными революциями.

    Особенность политической культуры состоит в том, что она составляет не саму политику или политический процесс, а их осознание, объяснение: ведь в политической сфере зачастую значимость приобретают не только реальные действия и меры государства, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в каком контексте подаются и т.д. Формы их реализации, их принятие или неприятие подавляющим большинством населения во многом обуславливаются основными характеристиками его политической культуры.

    Политическая культура имеет свои составные элементы, к которым относятся: 1)политические традиции, сформировавшиеся в течение многих десятилетий и поколений; 2) нормы политической практики, действующие в настоящее время; 3) идеи, концепции, убеждения о взаимоотношениях различных общественно-политических институтов; 4) ориентации и установки людей в отношении существующей политической системы в целом, её институтов, принципов отношений между личностью, обществом и государством.

    В политической жизни политическая культура играет определенные функции. К важнейшим из них можно отнести следующие: идентификации, ориентации, адаптации, социализации, коммуникации. В различных исторических условиях некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие.

    На протяжении развития разнообразных государств и народов выработано множество типов политической культуры. Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге "Гражданская культура" (Нью-Йорк, 1963). Они выделили 3 "чистых" типа политической культуры: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданнический, где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан; активистский, свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом. Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной, с точки зрения обеспечения стабильности политического режима, является синтетическая культура "гражданственности", где преобладают подданнические установки и соответствующие формы участия людей в политике.

    Политическая культура отдельной страны, как правило, формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентаций и способов политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и электората, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства.

    В России сложились определенные особенности политической культуры, прежде всего обусловленные её геополитическим положением, доминировавшими формами коллективного образа жизни, длительной дистанцированностью граждан от рычагов власти, низкой политической ролью механизмов самоуправления и самоорганизации общества. Причем в XX в. на характер политической культуры сильнейшее влияние оказали уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества, интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночных регуляторов развития экономики, насильственное внедрение коммунистической идеологии.

    В результате на сегодняшний день ведущее положение в политической культуре российского общества завоевали ценности коммунитаризма (они восходят к общинному коллективизму и обуславливают приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы личности, а, в конечном счете - ведущую роль государства в регулировании политической и социальной жизни). В тоже время по преимуществу персонализированное восприятие власти, а также нравственный характер требований к её деятельности предопределяют стремление большинства граждан к поиску харизматического лидера ("спасителя отечества", способного вывести страну из кризиса), недопонимание роли представительных органов власти, тяготение к исполнительским функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью

    Непоколебимая уверенность в правоте "своих" принципов в сочетании с множеством идейных, не допускающих компромисса ориентиров граждан, поддерживает в политической культуре российского общества глубокий внутренний раскол. В политической культуре современной России преобладают нормы и ценности патриархально-традиционалистского типа, отражающие низкий гражданский статус личности и доминирование государственных форм регулирования жизни над механизмами самоуправления и самоорганизации общества. Характерной чертой сложившегося стиля поведения большинства населения является и склонность к несанкционированным формам политического протеста, предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтных ситуаций, невысокая заинтересованность граждан в использовании консенсусных технологий властвования. Доминирование подобных норм и ценностей препятствует утверждению в обществе демократических форм организации власти. Таким образом, одной из насущных задач реформирования российского государства и общества является преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа, правовых, взаимоуважительных норм и отношений индивида и власти.