Формирование основ профессиональной культуры будущего специалиста

 

С.В. Беспалова, заместитель директора
по учебно-воспитательной работе,
профессиональный лицей №21, г. Курск,
аспирантка кафедры педагогики
Курского государственного университета,
н.р. Мищенко Л.И., д.п.н., профессор

    Практическая задача - воспитание профессионалов и оказание им помощи в достижении вершин профессионального мастерства стоит перед человечеством на протяжении всей его истории. Каждая историческая эпоха уже имела унаследованные от прошлых поколений и предлагала свои способы подготовки профессионалов - Мастеров своего дела. [2]

    Что же предлагает век нынешний? Наука XXI-го века обязана учитывать изменения особенностей бытия, деятельности и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности. В горизонте внешнего мира (по Ю.Хабермасу - одного из трех "основных миров", наряду с социальным и внутренним миром) техническая реальность уже воспринимается как нечто сущее, влияющее на жизнь и деятельность человека. [5, с.28-40.] Поэтому профессиональную деятельность следует рассматривать как систему отношений человека с Миром.

    Профессия одновременно и обособляет определенные группы людей и объединяет их внутри этих групп. Сходство трудовой деятельности сказывается и на сходстве образа жизни представителей одной и той же профессиональной группы. Соответственно и отражение окружающего Мира и себя в этом Мире в сознании приобретает внутри социально-профессиональной группы черты общности. В наиболее оформившихся профессиональных группах возникает "корпоративный дух", т.е. совокупность взглядов, убеждений, оценок, разделяемых всеми членами и являющих собой свод правил поведения в группе. Именно в таких сообществах, построенных на идеях солидарности и органичности, впервые зарождается то, что мы называем "профессиональная культура", "профессиональная этика", "профессиональная честь", "профессиональный дух". [3]

    Сейчас мы часто слышим, что нужны профессионалы - в сфере обслуживания, образования, на промышленных предприятиях и т.д. Мы понимаем, что поступательное развитие общества возможно лишь в том случае, если основу его будут составлять профессионалы. В то же время мы все чаще сталкиваемся с проявлением непрофессионализма, проникающего практически во все сферы нашей жизни. [6, с.35-37.]

    Таким образом, задача подготовки профессионалов для основных сфер человеческой деятельности приобретает особую актуальность. Но, чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма, необходима культурная основа профессиональной деятельности. Т.е. профессионал должен сочетать в себе профессиональные способности, знания, умения, навыки и опыт при достаточно высоком уровне профессиональной культуры.

    Традиционно под профессиональной культурой понимают совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний, б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практических навыков и умений, т. е. профессиональный опыт. [4]

    С появлением профессиональной культуры возникают и специфические институты, предназначенные для развития, сохранения и распространения культуры. Особенно в этом плане следует выделить систему профессионального образования, которая представляет собой социальную форму существования культурных процессов обучения и воспитания.

    Высшая и средняя профессиональные школы переходят на новые государственные образовательные стандарты, идёт работа по их учебно-методическому обеспечению. В этой связи, считает Ананченко М.Ю, особое значение как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне образовательного учреждения, приобретает вопрос о модели выпускника. Для вузов и колледжей это вопрос о модели будущего специалиста, а значит и о факторах его профессионального становления.

    На формирование профессиональной культуры будущего специалиста влияют как особенности самой профессии, так и иные факторы. Среди них можно выделить объективные и субъективные, более и менее значимые, личностные и социальные. Объективное воздействие оказывают общемировые тенденции в образовании, социально-философские проблемы культуры, состояние системы образования и качество образовательных услуг, культура образовательного учреждения, престижность профессии в обществе.[1, C.11]

    Основные проблемы формирования профессиональной культуры вызваны целым рядом неблагоприятных обстоятельств и тенденций, характерных для системы профессионального воспитания и профессионального самоопределения личности. В современном мире мы все чаще сталкиваемся с коммерциализацией образования, которое ведет к тому, что платное образование становится недоступно широким слоям населения.

    Согласно законам нового времени идеалы и герои поменялись: советского рабочего парня сменил преуспевающий банкир. Нами был проведен опрос старшеклассников в различных школах г. Курска (№42, №31, №6, №27) о наиболее интересной профессии. Ребятам предлагалось оценить предлагаемые профессии по десятибалльной системе. Наиболее интересными для себя ребята сочли такие профессии как юрист, оператор ЭВМ, бухгалтер, а профессии педагог, работник коммунальных служб, токарь, плотник, работник связи, штукатур набрали минимальное количество баллов. Парадокс времени заключается в том, что потребности общественности не совпадают со спросом работодателя - все эти НЕ модные профессии значатся в разделе объявлений "Срочно требуется…".

    Данная ситуация порождает внешнюю и внутреннюю "утечку мозгов", вызванную отсутствием условий и перспектив для профессионального роста и самореализации обучающихся целому ряду профессий. На эти специальности идут лишь в том случае, если поступить на престижные не имеется возможности. Если ситуация и дальше будет развиваться по этому сценарию, мы можем оказаться без высококлассных специалистов во многих отраслях народного хозяйства. Частично исправить положение можно с помощью формирования профессиональной культуры.

    Среди субъективных факторов выделяется общая культура учащегося.

    Имеет место не только влияние общей культуры специалиста на его профессиональную культуру, но и обратное воздействие последней на культуру его разнопланового общения вне производственной сферы.

    Так, например, Западные деловые люди ценят в деловом партнере, помимо профессиональной компетенции, умения дорожить своим словом, точного соблюдения сроков и обязательств, еще и знание этикета и умение выглядеть. Это и "официальная" форма одежды - строгий костюм, умело завязанный галстук, и культура пользования столовыми приборами, и культура таких мелочей, как, например, умело отпечатанная визитка.

    Общекультурная подготовка, включающая в себя изучение истории, экономики, права, социологии и политологии, иностранного языка, культуры речи являются фундаментом для профессионального становления.

    Считается, что формирование общей культуры поведения в целом осуществляется в семье и является задачей семьи. Решающая же роль в формировании профессиональной культуры поведения остается за учреждениями начального профессионального образования (УНПО). Формирование профессиональной культуры поведения способствует достижению профессионального успеха и требует особого внимания при подготовке учащихся в УНПО. Профессиональное образование создаёт условия для профессионального становления, развития и самореализации личности. Таким образом, среди факторов становления профессиональной культуры специалиста следует назвать культуру образовательного учреждения, где студент получает теоретические знания в избранной сфере профессиональной деятельности, и культуру организаций, где проходит производственная практика.

    Проблема формирования профессиональной культуры особенно актуальной становится сегодня, когда российское общество активно входит в систему рыночных отношений, в которых определяющими успех качествами будут квалификация человека, уровень его технологической, общекультурной подготовки и психологической подготовленности.


    Литература
    1. Ананченко М.Ю. К вопросу о сущности и факторах становления профессиональной культуры специалиста. С.11./ Формирование профессиональной культуры будущего специалиста: Материалы X областной студенческой научной конференции и V международных педагогических чтений. /Сборник статей и тезисов. /Под ред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. - Архангельск: Издательство СГМУ, 2003. - 160 с.]
    2. Дружилов С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования // "Сибирь. Философия. Образование". Альманах СО РАО, ИПК. - Новокузнецк, 2001 (выпуск 5).
    3. Каптерев А.И. Информационный анализ профессионального пространства /МГУК.- 1992.
    4. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.
    5. Кудрин Б.И. Философско-технические основания третьей научной картины мира // Техническая реальность в XXI веке: Материалы IV конференции по философии техники и технетике. - М.: Центр системных исследований, 1999.
    6. Тощенко Ж.Т. Профессиональная некомпетентность как фактор риска жизнеспособности и устойчивости общества // Образование и социальное развитие региона. - Барнаул, 1995, № 3-4.