К вопросу о формировании нравственной культуры педагога коррекционного учреждения

 

Е.Н. Кабанова, 4 курс,
Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова
Н.р. Титова О.В., почетный работник СПО

    Современная педагогическая наука и практика считают своей важнейшей задачей ориентацию на человека и его развитие, возрождение гуманистических традиций. Гуманистические концепции личностно-ориентированного обучения и образования М.Н. Берулавы, Е.В. Бондаревской, С.Л. Братченко, О.С. Газмана, Л.М. Лузиной, Ю.И. Турчаниновой и др. являются развитием идей, выдвинутых отечественными и зарубежными педагогами. Гуманистическая позиция требует отношения к ребенку как к главной ценности в педагогическом процессе. Закрепившаяся за педагогической профессией гуманистическая функция ставит педагога перед необходимостью приобщать воспитанников к насыщенной социокультурной среде, которая питает развивающуюся личность и создает условия для ее самореализации. В данном случае культура личности педагога выступает как фактор воспитания, что подтверждает роль профессиональной культуры специалиста.

    Профессиональная культура педагога, являясь составной частью общей культуры, представляет уровень искусства профессиональной деятельности специалиста. Она характеризуется нравственностью личности, а также ее эмоциональным проявлением. Не вызывает сомнения тот факт, что особое значение профессиональная культура приобретает в деятельности специалиста коррекционного учреждения. Работа с детьми, имеющими проблемы здоровья, особые нужды, заставляет педагога коррекционного учреждения помнить, что таким детям нужно не только воспитание и обучение, но, прежде всего, внимание, любовь, человеческое участие и непосредственная помощь.

    Успех деятельности специалиста такого учреждения во многом зависит от профессиональной подготовленности, уровня сформированности нравственной культуры. Педагогический процесс представляет собой особую форму деятельности, в которой роль нравственной культуры педагога особенно велика. Это определяется рядом особенностей педагогического процесса. Во-первых, это то, что педагог, работая с детьми, несет ответственность не только за свое поведение, но и за поведение детей, за их жизнь и здоровье. Во-вторых, нравственная культура педагога реализуется в общении, которое, являясь основой педагогического процесса, должно быть целесообразным и действенным. В-третьих, эффективность педагогической деятельности зависит от уровня личностного и профессионального развития педагога. В-четвертых, через педагогическую деятельность осуществляется социальная преемственность поколений, так как происходит процесс взаимодействия между человеком, уже владеющим культурой, и человеком, овладевающим ею.

    Культура педагога является сферой приложения и реализации педагогических способностей специалиста. В педагогических ценностях личность проявляет свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения разнообразных отношений, в том числе и нравственных, то есть личность, воздействуя на других, творит себя, определяет собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

    Процесс овладения педагогом нравственной культурой достаточно сложен. Единство осмысления морально-педагогических ценностей, выработанных обществом, и обобщение педагогического опыта педагогов, опыта приобщения их к нравственно-педагогической практике; единство процессов воспитания и самовоспитания; совершенствование условий педагогического труда в направлении его гуманизации - это факторы, действие которых определяет многосторонность и противоречивость становления нравственной культуры педагога.