Учет педагогом особенностей взаимоотношений в ученических группах

 

Е.П. Шеховцова, 4 курс,
Зерноградский педагогический колледж
Н.р. Завьялова С.М.

    Педагог в своей работе имеет дело не только с каждым учеником в отдельности, но и с различными группами, в которые входят учащиеся - класс, семья, а иногда и уличная компания. Педагогическая практика и изучение неформальных объединений свидетельствуют о том, что процесс организации и формирования школьного коллектива не всегда происходит успешно и в значительной мере зависит от педагога. В связи с этим учителю необходимо знать основные социально-психологические закономерности формирования групп. Изучение групп и их внутренних взаимоотношений - проблема различных наук, но в первую очередь - психологии и социологии. Американский социолог Э. Мэйо предложил деление групп на формальные и неформальные, другой американский социолог и психиатр Дж. Морено разработал методику-тест "Социометрия" для измерения межличностных взаимоотношений в группе. Отечественный психолог А.В. Петровский, кроме формальных и неформальных групп, выделил также группы малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные и условные; группы различного уровня развития - развитые и недостаточно или низко развитые (5). Американский психолог Б.Такмен предложил модель развития группы, основанную на выделении межличностной и деловой сфер.

    Формирование и развитие ученических групп имеет свои особенности. Обычно школьники стараются скрывать свои неформальные взаимоотношения от влияния воспитателей. В этом кроется сложность педагогического, воспитательного влияния на группу и ее членов. По мнению И.З. Гликмана, существует три основные причины такого явления: 1) определенная противопоставленность школьников педагогам (связанная с различием в возрасте, жизненном опыте, интересах, положении в школе и обществе и т.д.); 2) глубинность, скрытность внутренних, неофициальных отношений; 3) неумение отдельных педагогов влиять на эти отношения (2).

    На наш взгляд, в процессе взаимодействия с ученической группой педагогу необходимо учитывать ряд важных факторов. В педагогической среде до сих пор бытует мнение, что наиболее благоприятную позицию в системе межличностных отношений занимают отличники. А.В. Петровский считает, что в условиях традиционного обучения отношение одноклассников к отличникам неоднозначно. Наряду с их высоким уровнем знаний, устойчивостью учебных мотивов, школьники отмечают их склонность к обособлению, стремление ограничить контакты с менее успевающими одноклассниками. Более важную роль во взаимоотношениях играет степень авторитетности школьников в среде сверстников. Психологом была выявлена четкая зависимость между степенью взаимной авторитетности старшеклассников, участвующих в совместной учебной деятельности, и ее продуктивностью. Авторитетный партнер повышает учебную активность одноклассника, если последний считает себя значимым в его глазах (5).

    И.З. Гликман утверждает, что группа сплачивается тогда, когда она увлечена единой деятельностью, если в ней от 7 до 15 человек, и при условии, что ее члены участвуют в соревнованиях с другими группами. По мнению психолога Р.С.Немова, необходимо учитывать, что управление группой, ее самоуправление обычно осуществляются через назначенных лиц - руководителей, а также через неофициальных лиц, пользующихся авторитетом среди членов данной группы, имеющих в ней высокий статус и именуемых лидерами. При возникновении конфликтной ситуации, мешающей работе, задача руководителя заключается в том, чтобы снять конфликт и сделать так, чтобы он не мешал работе - иногда ценой ущерба, наносимого личным интересам отдельных членов группы. В этой же ситуации задача лидеров - снять конфликт путем принятия во внимание личных интересов каждого участника, даже ценой нанесения некоторого ущерба работе (4).

    Измерить межличностные отношения в группе можно с помощью методики-теста "Социометрия". Данные методики позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков, и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы. Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен при анализе суммы предпочтений и отвержений, полученных от других членов группы. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту - положительные или отрицательные. Для того чтобы повысить социометрический статус ученика, необходимо предоставить ему возможность для проявления и реализации своих способностей. Наиболее успешные в учебной деятельности и общественной работе учащиеся без труда приобретают уверенность в своих силах, привлекающую к ним внимание, интерес и симпатии одноклассников (1).

    Итак, на основании анализа исследований педагогов и психологов мы приходим к выводу, что успешность взаимодействия педагога с ученической группой зависит от учета им следующих факторов:

    - учебная активность повышается, если отличник является для членов группы авторитетным партнером;

    - имеет значение количество членов группы, наиболее сплоченным является коллектив из 7-15 человек, объединенных совместной деятельностью, важную роль играет возможность участия в соревнованиях с другими группами;

    - официально назначенный руководитель всегда обладает среди сверстников достаточно высоким статусом, таким образом, необходимо выявление лидера, обладающего в глазах членов группы достаточным авторитетом;

    - педагогу необходимо владеть диагностическими методами, в числе которых эффективным является методика-тест "Социометрия".


    Литература
    1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ.высш. пед.учеб. заведений /Под ред. В.А.Сластенина -М.: Академия - 2000. - 263с.
    2. Дружинина В.Н. Современная психология: Справочник. - М.:1999. - 687с.
    3. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учеб.пособие для студ.вузов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. - 2002. - 176с.
    4. Немов Р.С. Психология:Учеб.для студ.вузов. - В 3-х кн. - Кн.1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: ВЛАДОС. - 1997. - 688с.
    5. Петровский А.В., Ярошевский М. Психология:Учеб.для студ.высш. пед.учеб.заведений. - 2-е изд. - М.:Академия. - 2000. - 512с.