Профессиональная позиция учителя как элемент педагогической культуры

 

Е.А. Лихина, 3 курс,
Зубово-Полянский педагогический колледж
Н.р. Лесных Г.П., Заслуженный работник Республики Мордовия

    "Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом" - всем известная заповедь. Для студента она имеет такой смысл: "Нет студента, который не хочет быть профессионалом". Однако далеко не каждый студент и даже его наставники достаточно четко представляют себе процесс формирования профессиональной культуры педагога. В настоящее время большое внимание уделяется процессу модернизации образования. Его гуманизация, гуманитаризация, демократичность дают возможность нам, молодым педагогам, изучить в широком объеме предметы психолого-педагогического цикла, использовать полученные знания в различных видах педагогической и психологической практики. Значительное место в учебных планах занимают предметы эстетического и этического цикла, предметы педагогического мастерства и многое другое. При таком многообразии предметов и курсов возникает опасение не пропустить что-то важное, а с другой стороны - проблема, как совместить все это в будущем специалисте.

    Меня интересует модель личности учителя - носителя профессиональной культуры, его качества, факторы, под влиянием которых формируется педагогическая культура и, наконец, те мировоззренческие основы, на которых строится процесс взаимодействия педагога с воспитанниками. Это вопросы, на которые я хочу найти ответы и поделиться своей позицией с Вами.

    Педагогическая "культура существует благодаря постоянным физическим и духовным усилиям человека, она продукт их творчества, ежеминутного воспроизводства того, что однажды достигнуто. Ее нельзя предметно передавать в готовом виде, как сундук с добром", по определению Н.Е. Шурковой. Следуя этому положению, я согласна с тем, что к профессиональной культуре необходимо стремиться, пополняя свои духовные и интеллектуальные силы и знания. А как расширить знания в сфере своей будущей профессии? Я считаю, повысить профессиональную культуру педагога могут такие предметы: введение в культурологию, основы самостоятельного изучения культуры, университетские курсы педагогики и психологии, набор тренингов саморегуляции состояния, набор психологических тренингов, набор практикумов (по выбору), набор курсов по методам научного исследования (по выбору).

    Отбор содержания профессиональной подготовки - действительно проблема важная, но понимание своей позиции, роли и функции в системе воспитательных отношений не менее актуально для педагога. Важно решить: каким учителем я хочу быть. Хорошим? Выдающимся? Великим.? Уильям Артур Уорд писал: "Хороший учитель объясняет; выдающийся учитель - показывает; великий учитель - вдохновляет". Я полностью coгласна с этим утверждением.

    Передача культурных ценностей в готовом виде от старших к младшим - дело заведомо не благодарное, ибо всякое открытое принуждение вызывает неприятие и протест, и вечную борьбу поколений отцов и детей. Следовательно, стоит вопрос о мировоззренческой позиции педагога в воспитательном процессе.

    Процесс формирования профессиональной культуры должен начинаться с четкого осознания личной позиции педагога и позиции воспитанника в воспитательно-образовательном процессе.

    В традиционной авторитарной школе учитель, подобно водопаду обрушивает на детей поток информации. Воспитанники бесконечно подвергаются то тропическим ливням, то сокрушительному граду и наблюдениям. Такое воспитание вселяет в детские сердца постоянный страх, неудовлетворение, неверие в свои силы, чувство вины, зависимость. Другая позиция воспитателя заключается в управлении воспитательным процессом. Учитель - это подземный родник, присутствие которого угадывается лишь по прекрасной зелени вокруг.

    Для такого общения педагог должен расти, формировать в себе способность быть открытым ко всем проявлениям личной жизни ребенка, быть искренним, тактичным, увлечь собой, уважать самого себя, быть уверенным в себе, уметь слушать и слышать, быть другом, уметь сочувствовать и переживать. Культура профессиональной подготовки выражается в способности учителя работать с детьми на наивысшем уровне культуры. Школа становится местом, где каждый имеет право на успех, на счастье, на творчество, и ученик, и учитель.

    Во многом продуктивность учебно-воспитательной работы и эмоционального состояния детей зависит от мировоззрения учителя, от его манеры общения, его профессионального и нового подхода к своей роли. Учитель - это не страж с указкой у доски. Он представляет детям наивысшие образцы культуры общения. Такой учитель не объясняет и не показывает, он вдохновляет, заряжает детей. Ребенок становится субъектом том в учебно-воспитательном процессе, а не объектом, как это есть в авторитарной школе. Девиз новой школы: "Воспитать ребенка - значит научить его обходиться без нас". Далее, как говорят, все дело техники!

    Педагогическая инструментовка в работе педагога с детьми имеет колоссальное значение. Она обладает силой и влиянием, благодаря чему учитель создает атмосферу сотрудничества и доверия, изменяет ход учебного процесса, управляет процессом развития свободной личности, процессом творчества, и, следовательно, эмоциональным состоянием детей.

    Поиск механизма управления эмоциональным состоянием привел нас к изучению влияния культуры оценочных суждении учителя на эмоциональное состояние школьников. Нами было проведено исследование, в задачи которого входило изучение уровня эмоций у детей и возможность управлять эмоциональным состоянием с помощью эмоциональных суждений учителя. Психологи выделяют у человека пять уровней эмоций:

    I уровень - злоба, обида, негодование (самозащита),
    II уровень - боль, грусть, разочарование (проявление уязвимости).
    III уровень - страх, беспокойство (проявление одиночества)
    IV уровень - сожаление, раскаяние (понимание происходящего).
    V уровень - любовь, понимание, признательность (принятие).

    Наша гипотеза выражала предположение о том, что положительная нравственно-этическая оценка деятельности и результатов вызывает у детей активность, формирует ценностные личностные качества, а отрицательные оценочные суждения или их отсутствие вызывают у младших школьников негативное отношение к деятельности и учителю.

    В исследовании использовали следующие методы: диагностическую методику "Несуществующее животное", анкетирование, наблюдение. Исследование включает в себя два этапа. На первом этапе проводится диагностика уровня эмоций у детей и урок с включением отрицательных оценочных суждений; на втором - диагностика и урок с включением положительных оценочных суждений.

    На первом этапе были выявлены следующие уровни эмоционального состояния у детей. До начала урока их можно разделить на три группы: с высоким уровнем тревожности: страх, беспокойство, чувство опасности (III уровень); группа детей, относящаяся с пониманием и ответственностью к сути происходящего (IV уровень); дети с высоким уровнем эмоционального состояния: любовь к учителю, признательность (V уровень).

    В ходе урока, когда учитель использует негативные оценочные суждения, уровень положительного эмоционального состояния снизился во всех группах, об этом говорят рисунки детей и проведенная анкета. Особенно агрессивность повысилась у детей из первой группы. Их агрессивность приняла угрожающий характер: у животных из рисунках появились "оружие" нападения, щиты, шипы, колючки, щетина, рога на голове и теле.

    У детей с IV и V уровнем эмоционального состояния также идет неприятие такого общения с учителем, в анкетах дети высказывают пожелание "не быть грубой", "не понравилась грубость, злость", "невнимательность". Все это говорит о том, что уровень тревожности, агрессивности повысился, возникли обида, страх, грусть, разочарование.

    На втором этапе исследования также были выявлены уровни эмоционального состояния, а во время урока включались положительные эмоционально-оценочные суждения. Уровень эмоционального состояния детей до начала урока был различен, у большинства детей (75%) очень обостренно проявились агрессия, тревожность и страх, готовность к обороне, сожаление, раскаяние, подавленность, опасение и подозрительность (это соответствует II и III уровню эмоционального состояния). Лишь 15% детей находились на IV и V уровне проявления эмоций. Нa конец урока эмоциональный уровень у всех детей повысился. Элементов агрессии в рисунках больше не обнаружилось, появлялись изображения солнца, облаков, а в анкетах все дети проявили любовь, заботу, доброе отношение к учителю, желание не расставаться с ней, желали ей добра и счастья.

    Итак, результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

    1. Уровнем эмоционального состояния детей на уроке можно управлять, и таким средством могут быть эмоционально-оценочные суждения учителя. Положительные оценочные суждения вдохновляют детей. Так вот, надо подняться на "пятый этаж" эмоций, чтобы преодолеть все негативные проявления человека и сделать этот этаж домом, в котором живут дети. Зло, как отсутствие добра, делает человека бездушным и злым. Если в любви человек выходит за пределы себя, то в страхе человек уходит в себя.

    2. Важно изменить нечто большее, чем ситуацию общения учителя и ученика, а именно: изменить сам характер наших мыслей и чувств, перестроить этическую концепцию взаимоотношений между людьми, где главное место занимает свободная личность ребенка, с чувством собственного достоинства, внутренним своеобразием, ответственностью за все и за всех.

    Когда учитель любим и любит, тогда он и дети находятся в атмосфере счастья. Любовь и счастье, как две ступени космической ракеты, выводят его из суеты и поднимают над самим собою, превращают его в ТВОРЦА, СОЗДАТЕЛЯ, МАСТЕРА, для которого важен масштаб его цели, результат: свободный, счастливый ребенок, который будет жить своей жизнью. Следовательно, нужен учитель - мастер, гуманист, фасилитатор, а это Великий учитель.