Социально-психологические предпосылки успешности будущей профессиональной деятельности

 

Г.А. Сивцова, 5 курс,
Иркутский государственный педагогический колледж № 1
Н.р. Извоскова И.А.

    Подготовка к успешному выполнению профессиональной деятельности должна сопровождаться самооцениванием личностью индивидуальных особенностей, увлечений и интересов, самооцениванием результатов самосознания об уровне развития профессионально важных качеств в интересующей профессии и саморазвитием, основанном на представлении о себе, как субъекте профессиональной деятельности.

    Исследуя данную проблему, мы ставим перед собой цель: соотнести характер сформированности социально-психологических предпосылок студентов-психологов с планами соответствия деятельности педагога-психолога и выявить индивидуальные области успеха (затруднения) студентов в освоении будущей профессиональной деятельности.

    Базой исследования явился ИГПК № 1, в частности студенты, обучающиеся по специальности 0312 "Преподавание в начальных классах" с дополнительной подготовкой в области психологии (5б курс, 10 человек).

    В контексте нашего исследования в понятие социально-психологических предпосылок, необходимых для освоения деятельности, мы включаем: тип нервной системы, способности, профессиональные качества личности, направленность личности, ее мотивы, интересы.

    И.В. Зимняя выделяет три плана соответствия психологических характеристик человека деятельности вообще, педагога-психолога, в частности: предрасположенность (пригодность), готовность и включаемость. В содержание пригодности входят тип нервной системы, возрастные свойства, а также уровень сформированности психических процессов. Исходя из содержания компонентов пригодности, были подобраны методики, направленные на изучение сформированности указанных компонентов у студентов группы 5 "б" курса. Результаты исследования по тесту, определяющему тип нервной системы, показали, что у 70% студентов преобладает сильный тип нервной системы, то есть они характеризуются высокой работоспособностью нервных клеток и способностью выдерживать сверхсильные раздражители. Это обеспечивает психологическую, эмоциональную устойчивость человека к возбуждению сверхсильных раздражителей. Сильный тип нервной системы обеспечивает формирование таких профессиональных качеств, как самообладание, выдержка, умение правильно оценить обстановку и т.д., что в свою очередь, способствует успешному освоению психолого-педагогической деятельности в целом.

    У 10% респондентов выявлен тип высшей нервной системы как сильный, которому присуща эргичность предметная. Она характеризуется нежеланием умственного и физического напряжения, пассивностью, отлыниванием от работы. Наличие перечисленных факторов может явиться помехой для формирования профессионально важных качеств и в дальнейшем затруднить деятельность педагога-психолога. У 20% наблюдается проявление типа высшей нервной деятельности с эргичностью социальной, то есть, студентам свойственны узкий круг контактов, замкнутость, трудность в общении. Так как одним из требований к профессии практического психолога является общительность, то в этом случае мы можем говорить о возможных затруднениях студентов в плане взаимодействия с людьми.

    Необходимым показателем пригодности к деятельности педагога-психолога, согласно профессиограмме, представленной Р.В. Овчаровой, является высокий уровень сформированности интеллектуальных умений. Они необходимы для формирования аналитических умений, а также умений прогнозировать и проектировать деятельность. Данные, полученные по результатам исследования уровня сформированности интеллектуальных умений у студентов группы 5 "б", показали наличие высокого уровня у 40% студентов, среднего - у 60% , низкий уровень интеллектуальных умений отсутствует. Студентам с высоким уровнем интеллектуального развития свойственны умения: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы. У студентов со средним уровнем интеллектуального развития эти умения развиты недостаточно. Поэтому могут возникнуть проблемы при выполнении данной работы.

    И.А. Зимняя рассматривает готовность как отрефлексированную направленность на профессию типа "человек - человек", мировоззренческую зрелость человека, широкую и системную профессионально-предметную компетентность, а также коммуникативную потребность. Результаты обследования по данному направлению показали, что 60% студентов выбрали сферу деятельности "человек - человек". То есть они характеризуются следующими качествами: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроения других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей и т.д. 30% студентов, выбравших сферу деятельности "человек - художественный образ", характеризуются стремлением к творчеству, стремлением к признанию людьми, эмоциональностью и самообладанием. В данном случае можно идентифицировать эти две сферы деятельности, так как им свойственна работа с людьми, творчество, эмоциональное отношение к миру, что способствует формированию профессионально-важных качеств педагога-психолога. 10% выбрали сферу деятельности "человек - техника", которой присуща точность и определенность действий, стремление к новаторству и изобретательности. Затруднения у этих студентов могут возникнуть, в первую очередь, в плане коммуникативных усилий.

    Исходя из содержания компонентов включаемости, были подобраны методики, направленные на изучение мотивов и интересов студентов. Результаты исследования по тесту, определяющему мотивы выбора профессии, показали, что у 70% студентов преобладает профессиональный мотив выбора профессии педагога-психолога. Т.е. данные студенты желают получить профессию практического психолога. Это обеспечивает стремление к получению знаний в области психологии, а также стремление к формированию профессиональных качеств, что, в свою очередь, способствует успешному освоению психологической деятельности в целом. У 30% студентов выявлен познавательный мотив выбора профессии. Данные студенты стремятся получить знания в области психологии, что обеспечивает стремление к формированию у себя профессиональных качеств и успешное освоение деятельности практического психолога. Данные, полученные по результатам исследования сформированности интересов в области психологии показали, что 80% студентов свойственно выполнение действий, направленных на изучение взаимоотношений между людьми. Т.е. у них сформировано побуждение к психологической деятельности, что обеспечивает усиленное ее освоение. У 10% студентов выявлен интерес в области экономики. Им присуще желание осуществлять трудовой процесс, руководить и т.д. Так же у 10% выявлен интерес в области путешествий. Наличие перечисленных фактов может явиться помехой для формирования профессионально важных качеств и в дальнейшем затруднить деятельность практического психолога.

    Таким образом, подводя итог исследования по всем показателям, можно сделать вывод, что полного несоответствия деятельности педагога-психолога у исследуемых студентов не наблюдается; 20% имеют не полное соответствие (возможны затруднения в плане готовности и включаемости); 50% соответствуют деятельности педагога-психолога (у них наблюдаются незначительные затруднения в плане пригодности и готовности); 30% имеют полное соответствие психологической деятельности (то есть все области сформированы).

    Полученные результаты позволяют сформулировать индивидуальные рекомендации каждому студенту в плане прогноза успеха (затруднений) в освоении будущей психологической деятельности. Например: Катя С. соответствует деятельности педагога-психолога. У нее прослеживается желание работать в данной профессиональной области. Об этом говорят сформированность интересов, направленность на сферу "человек - человек". Но, по своей природе, по типу нервной системы, у Кати С. возможны затруднения, т.к. ей присуща эргичность социальная - узкий круг контактов, замкнутость, трудность в общении. Поэтому Кате С. мы можем посоветовать развивать такие качества как общительность, раскованность, открытость, легкость в установлении социальных связей.


    Литература
    1. Аминов Н.А., Молоканов М.В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов //Вопросы психологии - 1992. - № 1-2. - С. 20-25.
    2. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М., 1970.
    3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 1997.