Особенности конфликтов в системе "личность-группа"

 

Гильманова Евгения Дмитриевна,3 курс,
Ханты-Мансийский педагогический колледж
Н.р. Новикова Н.В.

    История человеческой цивилизации описывает немало различных конфликтов. Одни охватывают целые континенты и десятки стран и народов, другие происходят между отдельными людьми. Конфликты пронизывают все сферы жизни общества, без них не возникает ничего нового в политике, культуре, спорте, быту, поэтому часто конфликтные ситуации рассматриваются как явление необходимое для развития общества.

    Однако следует отметить, что конфликты, возникающие между людьми и группами людей, являются свидетельством неумения конструктивно и мирно решать различные проблемы. К ним относится и конфликт "личность-группа", часто встречающийся в учебных, производственных сферах (в коллективах). Именно в этих сферах, чаще других, возникают проблемы, создающие конфликтные ситуации. В противоборство со всей группой, коллективом вступает личность, отстаивающая свои интересы, свою точку зрения.

    Интерес к данной проблеме высок. Ее изучением занимаются не только отечественные ученые [Е.М. Бабосов, Г.И. Козырев, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов], но и зарубежные [Д. Дэн, Д. Рейнуотер, У. Дайера, В. Каппони, Т. Новака, Д. Карнеги].

    В современных исследованиях можно выделить три определения понятия "конфликт". В рамках социально-психологической традиции конфликт понимается как случай социального взаимодействия людей или групп, который несёт в себе деструктивный потенциал, разрушает межличностные и межгрупповые взаимоотношения и взаимодействия, приводит к распаду социально-психологических структур и негативным переживаниям (стрессу).

    В психоанализе и психодинамических подходах конфликт рассматривается как энергетическая основа личности, составляющая его мотивационное ядро. Причины человеческих поступков и переживаний всегда конфликтны, а онтогенез построен на разрешении конфликта.

    Третий подход к определению понятия "конфликт" отражается в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, представляющего конфликт как механизм развития человеческой деятельности.

    Все определения, так или иначе, указывают на то, что жизнь любого человека, любого коллектива или организации, любой страны создана из противоречий, которые обусловлены тем, что разные люди занимают разные позиции, руководствуются различными целями, преследуют разные интересы. Поэтому, стремясь реализовать свои цели, потребности, интересы, они часто вступают в противоборство друг с другом. Двое или более индивидов, а иногда целые социальные группы и даже страны ищут любую повод, чтобы помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или же изменить его взгляды, представления, оценку, позицию.

    Таким образом, конфликт можно определить как противоборство, ведущееся путём спора, с применением угроз или запугивания, использованием физической силы или оружия, что побуждает индивида изменить свои принципы, либо вступить в борьбу с обществом и его властными структурами, либо уйти в себя.

    Конфликт "личность - группа" является одной из разновидностей межличностных конфликтов. В процессе становления личности большую роль играют межличностные отношения. Каждый индивид, включаясь в определённую деятельность или общение с другими, стремится к социальной активности, направленной на воспроизводство межличностных отношений.

    В процессе взаимодействия личности с другими людьми проявляются две основных тенденции: стереотипность поведенческих стратегий, константность действий в изменяющихся условиях среды, стабильность личностных черт и диспозиций, тенденция сохранения и репродуцирования прошлого опыта - с одной стороны, и изменчивость, то есть вариабельность поведенческих стратегий, смена убеждений и установок, трансформация прошлого опыта, выработка новых личностных черт и самопреобразование - с другой стороны.

    В процессе взаимодействия этих полюсов человек адаптируется к окружающей социальной среде, к особенностям существующих в ней межличностных отношений. Конечно, масштабы, способы, особенности адаптационного процесса зависят от специфики социальной среды и внутреннего мира самой личности. Исходя из этого, личность может испытывать либо удовлетворенность, положительное отношение к окружающим, их принятие, чувство социального комфорта, или же неудовлетворенность и фрустрированность, тревожность, отрицательное отношение к окружающим, ощущение социальной незащищенности. Во втором случае гораздо чаще возникают ситуации соперничества и конфликтности. Субъект межличностных отношений принимает в расчет и индивидуальность и собственное мнение партнёра настолько, насколько это служит его цели преобразования, отстранения или подавления соперника.

    Ситуации такого рода часто складываются в хронически конфликтных супружеских взаимоотношениях, во взаимодействиях конфликтующих соперников в служебной обстановке: производственных, исследовательских, педагогических и других коллективах. Повседневная жизнь убеждает, что такие конфликты возникают практически во всех сферах человеческого общежития. Общим социально-психологическим механизмом их возникновения является ситуационная несовместимость взаимодействующих индивидов, которая проявляется в несоответствии оценок и действий одного из них ожиданиям другого.

    Помимо субъективных причин, обусловленных психологическими особенностями участников конфликтного взаимодействия, конфликты могут быть порождены объективными социальными факторами, которые действуют на уровне определенной социальной общности (это может быть семья, учебный или трудовой коллектив), либо конкретного лица.

    Таким образом, взаимодействие субъективных и объективных факторов предполагает возникновение межличностных конфликтов не только по общим для всех причинам, но и по причинам конкретного конфликта. Между ними есть уровень - типичные причины возникновения межличностных конфликтов среди рабочих, научных работников, военнослужащих, детей, старших школьников, супругов. Немецкий психолог Эссер экспериментально доказал, что острота конфликта дифференцирована различным уровнем сопротивляемости фрустрации различными индивидами, а также способностью противостоять фрустрации; есть толерантная фрустрация, или же устойчивость личности к ней.

    Вступая в социальное взаимодействие, человек (индивид) стремится к стабильности и равновесию в межличностных отношениях, но это зависит, прежде всего, от норм и ценностных установок, социальных статусов и социальных ролей, выполняемых индивидом в процессе взаимодействия с другими. Каждый индивид, вырабатывая устойчивое и сознательное суждение о самом себе, о лицах своего окружения, оценивая своих партнёров в общении, занимает в отношениях с ними определённую позицию, однако эти оценки часто вызывают противоречия, основанные на неадекватной оценке себя и/или партнера. Можно выделить на четыре вида подобных противоречий: а) завышенная оценка себя и партнёра; б) завышенная оценка себя, заниженная - партнёра; в) заниженная - себя, завышенная- партнёра; г) заниженная - себя и партнёра.

    Результатом неадекватного оценивания часто становится конфликтная ситуация, типичными причинами которой являются: принижение личности партнёра, негативная оценка его поступков и действий; подчёркивание разницы между собой и партнёром с ориентацией на завышение собственных достоинств и занижение их у партнёра; преуменьшение вклада партнёра в общее дело; попытка обсудить вопрос рационально, игнорируя при этом состояние партнёра (если у него слишком негативные эмоции); непонимание и нежелание понять партнера, полное отсутствие контакта с ним.

    Джулия Скотт установила, что межличностные конфликты часто насыщенны такими эмоциями, как недоверие, страх, ревность, непонимание, обида, раздражение. Причем нередко люди длительное время могут проживать совместно, накапливать раздражение, которое в итоге приводит к тому, что любой поступок, любое слово могут истолковываться как причина для возникновения конфликта или обострения конфликтной ситуации.

    Таким образом, рассмотренные выше проблемы конфликтологии являются важными для работников сферы образования, так как система профессиональных отношений не исключает возможность возникновения конфликтных ситуаций, а значит предполагается, что педагог должен уметь как предупреждать такие ситуации, так разрешать их.