Система ценностей студентов педагогического колледжа и оценка вероятности ее реализации в будущей профессиональной деятельности

Система ценностей студентов педагогического колледжа и оценка вероятности ее реализации в будущей профессиональной деятельности

А.А. Акулинина, 2 курс, 
Пензенский педагогический колледж 
Н.р. Чуксина О.В.

    Кардинальные изменения в политической, экономической и духовной сферах современного общества влекут за собой определенные изменения в мировоззрении, установках, системе ценностей как каждого из нас, так и общества в целом. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании подрастающего поколения. 

    Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Ценностные ориентации - одно из основных структурных образований зрелой личности. Именно в них, по словам Б.Г. Ананьева, сходятся ее различные психологические характеристики. 

    Проблема ценностей занимает важное место в структуре как социологического, так и психологического знания. В психологии существуют различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций. Но все исследователи единодушно признают, что особенности и строение ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности. Как заметила Г. М. Андреева, "в психологии ценности рассматриваются как абстрактные цели, которые нужны для того, чтобы иметь некоторую "точку отсчета" для конкретного оценивания тех или иных событий. Ценности выступают как регуляторы социального поведения личности и группы. Однако они не действуют непосредственно: ценности реализуются в системе ценностных ориентаций человека как важнейшего элемента общей структуры диспозиций личности". 

    Таким образом, знание системы ценностей студентов поможет преподавателю в организации совместной деятельности, образовательного процесса, а также в понимании и нахождении общего языка со студентами. Для студентов это возможность понять самих себя, структурировать и осознать свою систему ценностей, а также предпосылка личностного становления, личностного и профессионального самоопределения. 

    Целью нашего исследования является изучение системы ценностных ориентаций студентов Пензенского педагогического колледжа. 

    В исследовании приняли участие 84 студента в возрасте от 17 до 20 лет, обучающихся по следующим специальностям: "Преподавание в начальных классах" (далее НК) 3 и 5 (выпускного) курса, "Педагогика дополнительного образования" с дополнительной подготовкой в области туристско-краеведческой деятельности (далее ПДО) 2 и 3 (выпускного) курса. Нами была использована методика М. Рокича "Ценностные ориентации". Диагностировались только терминальные ценности. По Рокичу, терминальные ценности-цели отражают приоритетность жизненных стремлений человека. 

    При организации исследования мы исходили из двух основных предположений, непосредственно вытекающих из сложившихся в психологии представлений о структуре и закономерностях формирования системы индивидуальных ценностей человека. Во-первых, ценности человека организованы иерархически, т. е. в их составе выделяются наиболее и наименее значимые; уровень значимости поддается сознательной самооценке и дифференцированию. Во-вторых, обучение в ссузе должно оказывать влияние на структуру и иерархию ценностей студентов в двух направлениях: в плане формирования ценностей, адекватных студенческой субкультуре и адекватных требованиям избранной профессии. 

    В ходе исследования студенты выполняли два задания. Во-первых, ранжировали 18 ценностей по степени их жизненной значимости для человека. Ранг ценности выступал в качестве показателя ее значимости: чем меньше ранг, тем выше значимость ценности для студента. Во-вторых, оценивали возможность реализации каждой ценности в рамках будущей профессиональной деятельности; для оценки использовалась 10-бальная шкала. Таким образом, чем выше балл, тем больше ожидаемая студентом вероятность реализации данной ценности в избранной профессиональной деятельности. 

    Нами были получены следующие результаты. Лидирующее положение во всех студенческих группах занимают следующие терминальные ценности: физическое и психическое здоровье, наличие друзей, любовь, активная деятельная жизнь, уверенность в себе. Но наблюдаются некоторые особенности в зависимости от специальности и возраста студентов. У групп НК на 2 месте находится любовь, а у ПДО - наличие хороших и верных друзей; кроме того, "счастливая семейная жизнь" у НК занимает более высокий ранг по сравнению с ПДО. Мы можем предположить, что это связано, прежде всего, с различием в целях и задачах будущей профессиональной деятельности (учителя начальных классов и руководителя туристического клуба). Также, могло оказать определенное влияние и то, что в исследовании принимали участие и юноши, и девушки (в группах ПДО 50% респондентов - юноши, в отличие от групп НК, где учатся только девушки). 

    Интересно, что такая ценность, как материальная обеспеченность, находится не в начале шкалы (хотя в некоторых индивидуальных бланках эта ценность находится на первом месте). А ведь при этом взрослые частенько упрекают подрастающее поколение в их меркантильности, "продуманности", озабоченности материальными благами. Кстати, данный факт - повод для дискуссии на студенческом классном часе или педагогическом совете. 

    Промежуточное положение на шкале значимости ценностей занимают: интересная работа, свобода, продуктивная жизнь. При этом все эти ценности у групп ПДО более значимы, чем у студентов групп НК. Кроме того, свобода как ценность старшекурсниками оценивается в целом ниже, чем студентами младших курсов. 

    Среди аутсайдеров ценностей студенты называют: жизненную мудрость, счастье других (возможно, это является своеобразным отражением социальной ситуации, общественного мнения в целом), красоту природы и искусства, развлечения. Общественное признание тоже находится на одном из последних мест в структуре ценностей. Наверное, на данном возрастном этапе друзья и есть общественное признание, а слова "уважение окружающих" пока еще звучат абстрактно. 

    Парадоксально, но творчество занимает предпоследнее место в системе ценностей будущих педагогов. Что это? Невысокая степень профессиональной направленности, недоработка преподавателей, отсутствие профессионального опыта у студентов или просто начальный этап профессионализации, при котором еще сложно (и не всегда целесообразно) проявлять творчество? Кстати, старшекурсники чуть выше оценивают творчество. 

    Итак, система ценностных ориентаций студентов педагогического колледжа выглядит следующим образом. Ведущие ценности: любовь, друзья, здоровье, активная жизнь и уверенность в себе. Мало значимые ценности: творчество, материальная обеспеченность, общественное признание, красота природы и счастье других людей. 

    Отметим ценности, вероятность реализации которых в педагогической деятельности прогнозируется студентами как минимальная: любовь, здоровье, развлечения, красота природы и искусства. Из приведенного перечня ценностей видно, что в группу нереализуемых попадают ценности, имеющие для студента ведущее значение (любовь, здоровье). Отметим, что "материально обеспеченная жизнь" на разных курсах и специальностях находится на разных ступенях возможности реализации. Так, у групп второго курса реализация этой ценности возможна лишь при благоприятных условиях, у старшей группы НК она вообще невозможна, а у ПДО может максимально реализоваться (при этом максимальная реализация возможна только у этой ценности, из всех предложенных). 

    Итак, проведенное исследование показывает, что профессиональная направленность студентов развивается на реалистической основе. Они достаточно критично относятся к педагогической деятельности, понимают, какие ценности могут быть в ней реализованы, а какие нет. Естественно, не существует такой специальности, в которой могли бы быть реализованы все потребности и интересы человека. 

    Стоит ли менять систему ценностей студентов? Во-первых, это совсем не просто. На формирование системы ценностей оказывает влияние множество факторов: семья, ближайшее окружение, СМИ, в целом общество. Кроме того, студенты - это уже сложившиеся личности. Поэтому, влияние должно быть не прямым, а косвенным (это, может быть, пример преподавателей, освоение профессии, само общение в студенческой среде). Во-вторых, ценностные ориентации - это выбор каждого из нас, следовательно, мы сами можем нести за него ответственность, корректировать его или оставлять неизменным. 

    Перспективой нашего исследования является сравнительное изучение системы ценностей студентов педагогического университета и педагогического колледжа, а также системы ценностей преподавателей и студентов - будущих педагогов.